Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Aqua-Term 2013
Top100+ :: Teplo.com
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Кондиционеры Daikin

Климатическое оборудование новое, а качество микроклимата попрежнему неудовлетворительное Версия для печати Отправить на e-mail
23.05.2006
Л.Л. ГОШКА,
коммерческий директор ООО «Кола», г. Сыктывкар

С каждым годом все чаще приходится слышать от офисных сотрудников жалобы на дискомфорт, который они испытывают, находясь в помещении. Постепенно дискомфорт перерастает в постоянное ощущение ндомогания. Причина этого — резкое ухудшение качества внутреннего воздуха, отчасти связанное с повсеместной установкой герметичных стеклопакетов и использованием неэкологичных строительных и отделочных материалов и мебели. Отрадно отметить, что все большее количество людей начинает осознавать необходимость серьезного отношения к обеспечению климатизации и вентиляции офисных помещений.

Причем наиболее актуальны эти проблемы для фирм малого и среднего бизнеса, руководители которых арендуют «готовые» помещения или являются мелкими собственниками. До недавнего времени у нас просто не существовало заказчиков этого типа, поэтому хотелось бы привести некоторые соображения и рекомендации для проектировщиков, которые только начинают взаимодействовать с частными клиентами.

Наша компания занимается поставкой и монтажом климатического оборудования уже десять лет и все это время, готовя по просьбе заказчика очередное коммерческое предложение для конкурса при отсутствии проекта, задаем себе один и тот же вопрос: «На основании каких критериев заказчик делает свой выбор и какого результата ждет после ввода климатических систем в эксплуатацию?».

Ситуация, когда полученный результат не соответствует ожиданиям заказчика, увы, довольно типична. Попытаемся проанализировать причину этого явления. Сложился устойчивый стереотип, что для обеспечения климатизации и вентиляции небольших офисов достаточно обратиться в любую климатическую фирму, не прибегая к проектированию инженерных систем. Получается, что создание СКВ и СВ — довольно сложная с точки зрения технического исполнения задача — начинается сразу с этапа реализации, т.е. Приобретения оборудования. Такое решение оправдано, если покупается «готовая к потреблению» техника — автомобиль, телевизор, холодильник и т.п. В нашем случае конечный продукт — не набор оборудования как таковой, а некая система, которая способна обеспечивать поддержание определенных параметров воздуха в помещении и удовлетворять требованиям воздушно-теплового комфорта. К сожалению, большинство заказчиков не осознают разницы между понятиями «цель» и «средства ее достижения» и ставят перед собой задачу как можно дешевле приобрести оборудование. Отсюда и результат: попытка экономии за счет этапов анализа и проектирования (и тем более отказ от них), наоборот, становится причиной увеличения суммарных затрат, а в некоторых случаях может привести к краху всей климатической системы.

Типичные заблуждения рядового клиента

Если учесть, что основной критерий деятельности любого дилера — количество продаж, то на стандартный вопрос заказчика: «Сколько будет стоить система вентиляции и (или) кондиционирования для нашего офиса?» всегда найдется достаточное количество фирм, которые возьмутся подобрать «подходящее» оборудование, при этом как стоимость, так и возможности предлагаемых систем будут различны. При проведении конкурса в отсутствии проекта единственным критерием оценки для заказчика становится стоимость системы, а не параметры воздуха, которые она сможет поддерживать, и получается, что, оперируя только таким инструментом, как цена, наш клиент может сравнивать принципиально разные по своим возможностям системы.

Чтобы оказать содействие заказчику при создании систем вентиляции и кондиционирования, его необходимо ознакомить с требованиями, предъявляемыми к микроклимату помещений.

Итак, представим себе типичную ситуацию. Заказчик, обзвонив ряд климатических фирм, просит разработать коммерческое предложение по вентиляции и (или) кондиционированию офисного помещения на основе определенных им требований. Через некоторое время он получает к рассмотрению N-ое количество коммерческих предложений. Схематично результат этого процесса можно представить в следующем виде (рис. 1).

Чтобы увязать зависимость микроклиматических параметров и расход наружного воздуха со стоимостью климатического оборудования, введем величину А, равную:
  • для расхода наружного воздуха:
Image
где L — расход наружного воздуха, который должна обеспечивать предлагаемая система;
Lмин — минимальный нормативный (или расчетный, если он больше нормативного) расход наружного воздуха в помещении;
  • для поддержания температуры:
Image
где t — нижняя граница температуры, поддержание которой в помещении должна обеспечивать предложенная в коммерческом предложении система;
tмин — нижняя граница допустимой (нормативной) температуры в помещении;
  • для поддержания относительной влажности ϕ(%):
Image
где ϕ(%) — нижняя граница относительной влажности, которую должна обеспечивать в помещении предложенная в коммерческом предложении система;
ϕ(%)мин — нижняя граница допустимой (нормативной) относительной влажности в помещении;
  • для поддержания скорости движения воздуха V, м/с:
Image
где V — скорость движения воздуха в помещении, м/с, которую должна обеспечивать предложенная в коммерческом предложении система;
Vмин — допустимая (нормативная) скорость движения воздуха в помещении.

Следовательно, предложения, в которых хотя бы одна из величин А1, А2, А3, А4 окажется отрицательной, можно исключать из рассмотрения, так как система с такими показателями не обеспечит поддержания допустимых параметров внутреннего воздуха и срок ее эксплуатации уже на этапе коммерческого предложения можно считать равным нулю (Т = 0 лет).

Если мы имеем N-е количество предложений, которые удовлетворяют условию:
Image
можем считать систему способной обеспечить допустимые параметры и минимальный расход наружного воздуха в зависимости от комбинации поддерживаемых параметров, соответственно, ее стоимость будет D1, D2, D3, …, Dn. Таким образом, среднюю стоимость климатической системы при условии Анорм = 0, можно выразить как:
Image
Понижение стоимости климатической системы ниже значения СА=0 может привести к изменению величины А до отрицательного значения и срок эксплуатации такой системы опять же будет нулевым (Т = 0 лет).

Если аналогичную процедуру проделать для всего интервала микроклиматических параметров воздуха, в том числе и для оптимальных, то можно получить некую зависимость:
Image
Физический смысл данной зависимости можно трактовать как желание заказчика приобрести на заранее определенную им сумму денег климатическое оборудование как «готовый к потреблению продукт».

Спрос формирует предложение, так и в нашем случае: климатический рынок отвечает потребностям клиентов полным спектром всевозможного оборудования.

Если заказчику нужно вентиляционное оборудование, он имеет возможность самостоятельно его выбрать и приобрести, хочет кондиционер и стоимость его устраивает (рис. 1), — может купить его, т.е. получается, что климатические фирмы выполняют поставленную перед ними задачу в полном соответствии с требованиями. Но после приобретения и монтажа оборудования начинается самый важный процесс — эксплуатация, и вот тут очень часто спонтанно купленная система разочаровывает владельца.
Image
Рассмотрим зависимость результатов, полученных после ввода в эксплуатацию оборудования от процесса его приобретения.

Пусть зависимость А ~ F(D) имеет вид рис. 2. А — параметры воздуха (воздухообмен, температура, влажность, скорость движения): Анорм — допустимые (нормативные), Аопт — оптимальные, Акач — комфортные, с высоким качеством воздуха; С — минимальная величина единовременных затрат, которые необходимо вложить в создание климатических систем с целью обеспечения внутри помещений параметров воздуха: С1 — допустимых (нормативных), С2 — оптимальных, С3 — комфортных с высоким качеством воздуха.
Image
Примечание: под С3 в т.ч. подразумеваются единовременные затраты, которые будет необходимо дополнительно вложить в климатическую систему по мере поступления информации от медиков-гигиенистов (например, могут быть зафиксированы химические соединения, которые отсутствуют в наружном воздухе и не выделяются строительными материалами, мебелью — т.е. источник выделений неизвестен, а соединение присутствует в воздухе помещения).

Рис. 2 наглядно демонстрирует, что создание СКВ и СВ без проекта на уровне коммерческих предложений — не более чем обычная сделка купли-продажи климатического оборудования с произвольными параметрами воздуха в помещении после ввода его в эксплуатацию. Увы, такова цена экономии на проектных работах. При создании СКВ и СВ без проекта высока вероятность не только безвозвратно потерять вложенные деньги, но и поплатиться здоровьем, т.к. качество внутреннего воздуха напрямую зависит от эффективности систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Ломаем стереотипы
Рассмотрим процесс создания СКВ и СВ с этапа проектирования.

В соответствии с техническим заданием заказчика, где в той или иной форме указаны требования к микроклиматическим параметрам и расходу наружного воздуха, проектировщик находит то или иное техническое решение, удовлетворяющее заданным условиям. В свою очередь, климатическое оборудование с определенными техническими характеристиками имеет определенную стоимость, т.е. зависимость в данном случае можно представить как:
Image
Ее физический смысл можно трактовать следующим образом: сколько денег необходимо подготовить заказчику для создания климатических систем, способных обеспечивать поддержание определенных параметров воздуха (таких, какие он хочет, но не ниже нормативных)?

Клиент при этом непосредственно задействован в процессе работы по созданию системы: он, соизмеряясвои финансовые возможности, определяет те или иные приоритетные для него параметры микроклимата.

При этом не обязательно, чтобы проектировщик указывал оборудование конкретного производителя (как это происходит, например, в Великобритании).

Зная необходимые технические характеристики, можно провести тендер среди климатических фирм на поставку, монтаж, пусконаладку.

Это даст возможность оценить среднюю стоимость необходимого оборудования, квалификацию самого проектировщика и уровень климатических фирм, претендующих на контракт.

Тема, затронутая в этой статье, будет продолжена в следующем номере. Мы приведем веские доводы в пользу выбора энергоэффективного оборудования, которыми целесообразно было бы руководствоваться заказчику климатических систем, и при помощи которых мы, климаттехники, можем аргументированно давать рекомендации своим клиентам.

Последнее обновление ( 21.09.2006 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: