Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Кондиционеры Daikin
c-o-k.ru
Aqua-Term 2013
Системы воздушного отопления
Top100+ :: Teplo.com

Теплосчетчик как конкурентное преимущество Версия для печати Отправить на e-mail
18.05.2012

Рассматривать тему организации приборного учета тепла принято с позиций либо потребителя тепла, либо  энергоснабжающей компании. Вопросы эксплуатации как бы отходят на второй план. Ничего удивительного здесь нет, ведь в первую очередь приборный учет служит для коммерческих расчетов между тепловыми сетями и их абонентами.

Тем не менее, именно от того, как организован приборный учет на конкретном объекте теплоснабжения и насколько полноценно он используется для решения вопросов эксплуатации, во многом зависят и эффективность потребления тепловой энергии, и затраты собственников на отопление. А это — прямое конкурентное преимущество в руках управляющей компании.

Учет тепла и эксплуатация зданий

Сколько теплосчетчиков должно быть в доме? При ближайшем рассмотрении, ответ на этот вроде бы простой вопрос, оказывается совсем неочевиден. Особенно если речь идет о зданиях со сложной инженерной инфраструктурой.

«У нас стоит общий теплосчетчик на входе в дом, а дальше теплоноситель поступает в три разных системы: отопи-тельную, горячего водоснабжения и систему подогрева воздуха для приточной вентиляции, — объясняет Андрей Атрощенков, председатель ТСЖ “НЭО" (г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 45). — Пона дом был заселен не полностью, вентиляция не работала и мы поступали следующим образом. Сколько тепла идет на отопление, можно посчитать, просуммировав данные всех квартирных счетчиков. Затем вычитаем эту цифру из общего потребления дома и полученный остаток считаем затратами на горячее водоснабжение (отопление общих площадей в жилом комплексе минимально и его решили в расчет не брать). Эту цифру делили между квартирами пропорционально их расходу. Что мы будем делать в следующем отопительном се-зоне, когда запустим систему вентиляции — вопрос интересный, и ответа на него у нас пока нет. Как показала практика, отсутствие узлов учета тепла в каждом из контуров — серьезная проектная ошибка».

Единственный выход — в заблаговременном, еще на стадии проектирования дома, решении вопросов эксплуатации. Именно так поступили специалисты компании «Ремикс», осуществлявшей строительство 138-квартирного жилого комплекса премиум-класса «Клубный» в подмосковном Видном. «Мы занимаемся не только застройкой, но и последующей эксплуатацией зданий, поэтому должны думать на шаг вперед — рассказывает Денис Прапорщиков, инженер монтажной службы компании, руководивший работами по установке теплосчетчиков в жилом комплексе. — В доме несколько отопительных контуров, в том числе отдельный — на первый этаж занятый под офисы. Каждый из контуров имеет собственный узел управления, оснащенный ультразвуковым теплосчетчиком Multical 601. Кроме того, приборы учета установлены в контурах системы вентиляции, отопления подземной парковки и трехэтажной пристройки — офиса управляющей компании. Поквартирный учет также реализован на базе ультразвуковых приборов, что позволяет обеспечить высокую точность измерений на малых расходах. И конечно же — узел коммерческого учета на общем ИТП на вводе в здание. Все приборы учета расположены в местах общего пользования, поэтому специалисты эксплуатирующей организации имеют к ним свободный доступ. Таким образом, в любой момент мы можем получить полную картину теплопо- требления и всегда точно знаем, какое количество тепла расходуется на те или иные нужды».

Теплосчетчик для оптимизации энергопотребления

Внедрение любого технического решения требует экономического обоснования. Если дом новый, то совсем несложно включить в проект необходимое число узлов учета: их стоимость «растворится» в цене квартир. Но можно ли убедить жильцов раскошелиться на дополнительное оборудование? Окупятся ли их затраты? И что это даст управляющей компании?

Интересен в этом отношении опыт украинских коллег. «Мы принимаем на обслуживание здания, построенные в разное время и уже имеющие определенную инженерную инфраструктуру — рассказывает Александр Иваненко, директор управляющей компа-нии “Витрикс-Комфорт” (г. Киев, Украина). — Собственники считают свои деньги, и нам, чтобы выдержать конкуренцию, нужно заботиться о сокращении их расходов на содержание жилья. Чтобы не делать это за счет собственной прибыли, мы предлагаем своим клиентам решения для оптимизации энергопотребления обслуживаемых зданий».

В первую очередь модернизация затрагивает отопительные системы эксплуатируемых домов. По мнению Александра Иваненко, большинство современных жилых зданий хорошо утеплены, однако при расчетах параметров их отопительных систем применяются устаревшие методы и стандарты. В результате получается, что здания просто перегревают. Если же в ходе эксплуатации вывести их на оптимальный режим теплоснабжения, можно сэкономить немалые средства. «Но для этого нужна эффективная система дифференцированного теплоучета, позволяющая составить детальную картину расхода тепла, — говорит специалист. — Мы должны видеть, на каких участках и в каких контурах теряется больше всего тепла, до какой температуры целесообразно греть теплоноситель, где можно сэкономить, какой экономический эффект дает применение альтернативных решений. В противном случае может получиться, что пытаясь сэкономить в одном направлении энергопотребления мы можем получить перерасход в другом. Поэтому в проект сразу включается необходимое число дополнительных теплосчетчиков».

Для целей эффективного мониторинга в доме в Киеве (Харьковское шоссе, д. 152, корп. 2) под управлением «Витрикс-Комфорт» была организована система диспетчеризации, позволяющая связать всю автоматику в единую сеть сбора данных. Первый ее этап — подключение к сети тепловых пунктов и насосного оборудования уже завершен, и сегодня можно проводить анализ эффективности работы домовой системы отопления, с тем, чтобы дополнительно оптимизировать ее. Следующим шагом должно стать подключение к системе квартирных теплосчетчиков. «Мы специально выбрали приборы КатзКир. Они надежны, долговечны, защищены от несанкционированного доступа и обеспечивают точный учет потребленного тепла даже на небольших расходах. И тому же, их можно очень легко и достаточно недорого объединить в сеть, — говорит Александр Иваненко. — Это удобно не только нам, но и жильцам. Например, чтобы получить счет за коммунальные услуги, достаточно будет спуститься к консьержу и попросить его распечатать квитанцию. Причем оплатить ее можно будет тут же, воспользовавшись платежным терминалом. Подобный опыт у нас уже есть, и собственникам такая организация работы по душе. Помню, один из наших жильцов даже ухитрялся проделывать все перечисленные операции с чашкой кофе в руке».

Поквартирный учет - разумная необходимость

Не менее важен для эксплуатации поквартирный учет тепла. В России подобные решения только начинают применяться. Главным образом — в современных зданиях, где горизонтальная разводка отопления предусмотрена проектом. Основным преимуществом такого подхода к организации системы теплоснабжения является возможность для каждого собственника по своему усмотрению конфигурировать внутренние коммуникации (например, количество, тип и расположение радиаторов, водяной подогрев полов и пр.).

Поквартирный учет тепла (или холода) позволяет решить и ряд проблем эксплуатации здания. «Индивидуальные приборы позволяют нам в режиме реального времени контролировать работоспособность системы комфортного климата, проводить ее диагностику вплоть до конечных потребителей, — говорит Александр Петроченков, специалист управляющей компании “Управление комфортом” холдинга КВ1, обслуживающего жилой комплекс “Новая звезда” в Санкт- Петербурге (Песочная набережная, д. 12). — Также возможно своевременно предотвращать аварии и дистанционно выявлять различные неполадки внутри квартир, что выгодно и жильцам, и управляющей компании. Поэтому эта возможность была учтена при выборе оборудования. Установленные у собственников квартир и на всех отходящих от теплопункта магистралях ультразвуковые приборы учета Кат&гир МиШса140 / предполагают объединение в единую систему диспетчеризации для централизованного сбора данных на компьютер диспетчера».

По словам специалиста, основываясь на показаниях теплосчетчиков, эксплуатирующая организация может давать собственникам рекомендации по оптимизации и обслуживанию внутриквартирных коммуникаций. «Иногда мы советуем установить допол-нительный насос, переложить трубы, удалить из системы воздух и прочее, — поясняет Александр Петроченков. — Облегчает это и процедуру выписки счетов за теплоснабжение. Кроме того, на основании собранных данных мы периодически готовим отчеты для правления ТОН, рекомендации по оптимизации теплопотребления».

Как показала практика, эти рекомендации выливаются в весьма существенную экономию, что выгодно и жильцам, и управляющей компании. «В качестве эксперимента мы предложили жильцам обслуживаемого дома установить квартирные теплосчетчики, — рассказывает Александр Иваненко (“Витрикс-Комфорт"). — В этом сезоне из 176 квартир попробовать согласились сорок. Сперва результат оказался обратным ожидаемому: потребление некоторых квартир доходило до 4 Гкал в месяц. А виной всему — непродуманное отношение к использованию тепла. Пришлось проводить для собственников обучение, например, объяснять, что вместо того, чтобы лишний раз открыть форточку, достаточно просто прикрыть терморегулятор на батарее. А на ночь ее (к примеру, на кухне) можно и вовсе отключить. В результате здравый смысл восторжествовал: по итогам отопительного сезона экономия в целом по дому составила около 15 процентов, и это результат оснащения индивидуальными теплосчетчиками только четверти квартир. В ближайшее время будем делать перерасчет и вернем их владельцам сэкономленные деньги. Думаю, к сентябрю желающих установить квартирные приборы учета прибавится».

Итак, поквартирный учет — это средство для упрощения расчетов за тепло и удобный рабочий инструмент в руках эксплуатирующей организации. «Сегодня поквартирный учет считается наиболее актуальным решением, которое мы стараемся использо-вать при проектировании всех новых зданий», — резюмирует Александр Шляпников, специалист проектного бюро «И.К.С.».

Практика эксплуатации многоквартирных жилых зданий показывает, что дифференцированный учет потребляемого тепла не толь-ко облегчает работу специалистам управляющей компании, но также поднимает качество ее работы на новый уровень. Приборный учет — далеко не последний фактор экономии средств собственников, а значит — реальное конкурентное преимущество на рынке услуг по обслуживанию недвижимости.

Статья подготовлена пресс-службой компании Kamstrup.

 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: