Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Aqua-Term 2013
Top100+ :: Teplo.com
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Кондиционеры Daikin

Характерные отступления от требований нормативных актов по вопросам пожарной безопасности Версия для печати Отправить на e-mail
25.12.2007

Автор Орест ФОК, нач. отдела нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл., полковник вн. Службы

В Перечень нормативных документов Госрегионстроя Украины включены около 2000 документов, в т.ч. ГОСТ и ДСТУ, ВСН, ОНТП и ВНТП, СНиП, ДБН, ВБН, пособия к нормативным документам, а также СН, РСН, РД, ОСТ, СТ СЭВ и др. Государственный реестр нормативных актов по вопросам пожарной безопасности насчитывает более 450 нормативных актов…

Процесс обновления нормативных актов в области пожарной безопасности идет особенно активно последние 3-4 года.

Такое обилие нормативных актов, в области строительства и пожарной безопасности порой ставит проектантов в затруднительное положение при разработке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов в процессе их эксплуатации.

Очевидно, что если в процессе проектирования и строительства объектов не будут учтены все требования действующих нормативных актов, касающиеся вопросов пожарной безопасности, то могут возникнуть многие нежелательные ситуации, начиная с отказа представителя органов государственного пожарного надзора подписывать государственный акт о приемке в эксплуатацию объекта, до более серьезной — возникновение и развитие пожара, приводящего к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

Отвечать, в том числе и в уголовном порядке, придётся всем, по чьей вине это произошло, то есть проектантам, строителям и эксплуатационникам.

Чтобы избежать такой участи, надо хорошо знать требования нормативных документов, касающихся вопросов пожарной безопасности и соблюдать их при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.

Как показали проверки, многие проектные организации не позаботились о приобретении новых нормативных документов. Одной из причин слабого знания противопожарных требований норм является и то, что в большинстве проектных организаций не проводится их систематическое изучение и проверка знаний.

В результате чего, при проведении экспертизы проектно-сметной документации, экспертами государственного пожарного надзора выявляется большое количество отклонений от требований норм в части пожарной безопасности.

Проекты, в которых выявляются отступления от требований нормативных документов, возвращаются на доработку и внесение соответствующих изменений, а должностные лица (главные инженеры проектов, разработчики отдельных разделов) привлекаются к административной ответственности. И, естественно, имеет место недовольство заказчиков, что может привести их к желанию обратиться к другой проектной организации.

Практически во всех проектных организациях Одесской области отсутствуют специалисты-нормоконтроллёры по пожарной безопасности (за исключением ГП «ЧЕРНО-МОРНИИПРОЕКТ»), что также является причиной многих отклонений от норм, выявляемых экспертами.

Хотелось бы выделить следующие наиболее характерные отклонения в проектах от требований действующих нормативных актов:

1. Не разрабатываются и не включаются в состав проектной документации специальные разделы по пожарной безопасности согласно ДБН А.22-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и тверждения проектной документации для строительства»:

❏ в состав ТЭО инвестиций — «Основные решения по взрывопожарной безопасности производств»,

«Идентификация и декларация безопасности объектов повышенной опасности» разделы 16 и 17 соответственно;

❏ в состав проекта на строительство объектов гражданского назначения — раздел «Инженерные решения по противопожарным мерам»;

❏ в состав проекта на строительство объектов промышленного назначения — в раздел пояснительной записки "Охрана труда" не приводятся сведения, касающиеся пожарной безопасности, а в разделе "Архитектурно-строительные решения" не включается описание и обоснование мероприятий по пожаробезопасности.

Кроме того, в пояснительной записке не указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта. ТЭО, ТЭР, П и РП не подписываются должностными лицами и исполнителями, как требуется согласно пункту 16 ДБН А.2.2-3-2004.

2. При решении вопросов безопасной эвакуации людей, находящихся в помещениях зданий:

❏ не предусматриваются два эвакуационных выхода из здания, с каждого этажа и из помещения;

❏ двери на путях эвакуации предусматриваются открывающимися не по направлению выхода из здания;

❏ не предусматривается оборудование дверей лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, а также дверей лифтовых холлов приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;

❏ не предусматриваются системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей;

❏ на путях эвакуации применяются строительные материалы с более высокой пожарной опасностью, чем указано в пункте 5.24 ДБН В. 1 I -7-2002;

❏ не предусматривается, при возникновении пожара, опускание на первый этаж лифтов и подъемников, открывание их и выключение (пункт 5.8.2 НАПБА.01.001 -2004;

❏ предусматривается установка на окна помещений, где пребывают люди, глухих (несъёмных, не открывающихся) решеток (пункт 4.2.14 НАПБ А.01.001 -2004;

❏ в качестве эвакуационных выходов устраиваются раздвижные и подъёмно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери, вращающиеся и раздвижные турникеты;

❏ эвакуационные выходы из помещений располагаются не рассредоточено;

❏ не предусматривается устройство аварийной противодымной вентиляции для обеспечения эвакуации

людей в начальной стадии пожара, согласно СНиП 2.04.05 -91*.

3. Не указываются показатели пожарной опасности веществ и материалов, применяемых в технологическом процессе и хранящихся в помещениях, или указываются не все показатели, требуемые ГОСТ 12.1.044-89.

4. При определении категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НАПБ Б.07.005-86 (ОНТП 24-86/МВД СССР):

❏ не определяются категории помещений и зданий;

❏ не проводятся (когда это требуется) расчёты по определению категорий помещений и зданий;

❏ неправильно определяются категории помещений и зданий в целом, при размещении в здании помещений с различными категориями;

❏ определяется категория помещений и зданий не производственного и складского назначения;

❏ не отделяются помещений категорий А, Б и В одно от другого, а также от помещений категорий Г и Д и коридоров противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями соответствующих типов;

❏ не предусматривается устройство противопожарных тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха в местах проемов в противопожарных перегородках, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток;

❏ в качестве легкосбрасываемых конструкций в помещениях категорий А и Б принимаются окна и фонари, не соответствующие по площади и конструктивно требованиям пункта 2.42 СНиП 2.09.02 — 85*.

5. Не определяются и не указываются классы и границы взрывоопасных и пожароопасных зон согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), а также пожароопасные характеристики веществ и материалов, создающих эти зоны (категория и группа взрывоопасной смеси, нижние концентрационные пределы распространения пламени и др.).

6. В спецификации электрооборудования не указывается его маркировка по взрывозащите и степени

защиты оболочек.

7. При определении степени огнестойкости зданий и сооружений:

❏ руководствуются не пунктом 2.17 и таблицей 4 ДБН В. 1.1-7.2002, а справочным приложением Д этого документа;

❏ степень огнестойкости зданий определяется без указания пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним и сравнения этих показателей с требуемыми показателями табл. 4 ДБН 3.1.1- 7.2002.

8. Не даются ссылки на таблицы норм при определе нии допустимого количества этажей зданий, предельной площади пожарных отсеков в зависимости от степени огнестойкости здания и его категории по взрывопожарной и пожарной опасности. Не делятся на противопожарные отсеки, соответствующими противопожарными стенами, здания, превышающие допустимые площади этажа, а также разные по функциональному назначению (АБК oт производственного корпуса, складские помещения от производственных и т.п.).

Элементы заполнения проёмов в противопожарных преградах не соответству- ют требованиям таблиц 1,2 и 3 ДБН В. 1.1-7.2002.

9. При проектировании зданий применяются строительные конструкции, не соответствующие требованиям табл. 4 ДБН В. I 1-7.2002 по показателям пределов огнестойкости и распространения огня.

10. Не приводится информация о наличии протоколов испытаний по определению пределов огнестойкости строительных конструкций и пределов распространения огня по ним (в т. ч. балок, панелей, ригелей, колонн, лестничных маршей, площадок, косоуров и т. п.).

11. Не производится расчёт устойчивости противопожарных стен при одностороннем обрушении примыкающих к ним конструкций.

12. Не определяется потребность проектируемых объектов в пожарной технике, в том числе, в первичных средствах пожаротушения, согласно пункту 6.4.1 НАПБ АО 1.001 -2004.

13. В производственных и складских помещениях, в которых применяются, хранятся или производятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, не предусматривается установка автоматических газоанализаторов для контроля состояния воздушной среды.

14. В проектах организации строительства не отражаются вопросы пожарной безопасности согласно

ДБН А.3.1-5-96 и НАПБ АО 1.001-2004.

15. Применение в проектах материалов и веществ, как отечественного, так и зарубежного производства, на которые отсутствуют данные относительно их пожарной безопасности.

16. Применение в проектах продукции противопожарного назначения, не имеющей государственных сертификатов.

17. При проектировании пожарной автоматики зданий и сооружений:

❏ тип автоматического пожарного извещателя выбирается вне зависимости от назначения помещения, характера горючих материалов и первичных признаков пожара;

❏ не предусматривается оборудование помещение и объектов автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации согласно НАПБ Б.06.004 — 2005;

❏ установки пожарной автоматики не относят по степени обеспечения надёжности электроснабжения к I категории;

❏ при использовании в качестве резервного источника электропитания аккумуляторных батарей, не указывается, в течение какого времени они обеспечат работу установки в дежурном режиме и в режиме «Пожар».

18. Не предусматривается требуемое количество выходов на кровли зданий, наружных пожарных лестниц (для подъёма на кровлю и в местах перепада высот кровель).

19. Не ограждаются по периметру кровли зданий согласно пункту 6.13 ДБН В.1.1-7.2002.

20. Зазор между лестничными маршами принимается менее 75 мм.

21. При проектировании внутреннего противопожарного водопровода выявляются следующие отступления от обязательных требований норм:

❏ неправильно определяются число струй и минимальный расход воды на одну струю,

❏ неправильно определяется время работы пожарных кранов;

❏ при определении мест размещения пожарных стояков и пожарных кранов не учитываются требования пункта 6.12 СНиП 2.04.01- 85* (в части спаренных пожарных кранов, орошения каждой точки помещения двумя струями, установки пожарных кранов в технических этажах, чердаках и технических подпольях);

❏ не предусматривается возможность размещения двух ручных огнетушителей в пожарных шкафах производственных, административно-бытовых и общественных зданий, системы внутреннего противопожарного водопровода при числе пожарных кранов свыше 12 принимаются тупиковыми;

❏ кольцевые сети внутреннего противопожарного водопровода не присоединяются к наружной кольцевой сети двумя и более присоединениями к различным участкам наружной кольцевой сети водопровода;

❏ не устанавливаются задвижки (или вентили) между вводами в здание на наружной сети для обеспечения подачи воды в здание при аварии на одном из участков сети;

❏ не предусматривается устройство обводной линии на вводе в здание, при наличии одного вода в здание, а также в случаях, когда счётчик холодной воды не рассчитан на расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение.

Отдел нормативно-технической работы Управления надзорно-профилактической деятельности ГУ МЧС Украины в Одесской обл. рекомендует проектным организациям, предприятиям, учреждениям:

1. Пополнить проектные кабинеты и библиотеки нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами, касающимися вопросов пожарной безопасности, действующими в Украине.

2. Ввести в штаты проектных организаций должность специалиста-нормоконтролёра по пожарной безопасности.

3. Организовать изучение с проектантами нормативных документов в области строительства, в части требований пожарной безопасности. ■

Редакция журнала «С.О.К.» выражает благодарность своим коллегам из журнала «Будiвництво та

безпека» за помощь в подготовке материала.

Последнее обновление ( 22.05.2008 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: