Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Системы воздушного отопления
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Aqua-Term 2013
c-o-k.ru
Top100+ :: Teplo.com
Кондиционеры Daikin

Теплосети и квартирные котлы в контексте Директивы Евросоюза и Энергетической стратегии Украины Версия для печати Отправить на e-mail
01.04.2007

Автор Виктор Пырков, к.т.н., доцент, советник по научно-техническим вопросам «Данфосс ТОВ»

С недавних пор гордость отечественного энергоснабжения — централизованное теплоснабжение начало давать сбой. Население, проживающее в многоэтажных зданиях, стало предпочитать квартирные системы отопления и горячего водоснабжения, отказываясь от централизованных услуг. Для потребителя оказалось гораздо дешевле создать комфорт в квартире газовым котлом, чем пользоваться услугами теплосети; заботиться о себе самостоятельно, чем жить надеждами о теплом будущем. Причин сложившейся ситуации много и отрицательных результатов этого не меньше.

Развал теплосетей стал неконтролируемым и обернулся массой нерешенных проблем. Разобраться в происходящем, было возложено на Межведомственную рабочую группу по вопросам применения квартирных систем отопления зданий и сооружений, созданную по поручению Кабинета Министров Украины от 13 ноября 2006 г. В работе группы принимала активное участие компания «Данфосс ТОВ» .

Позиция компании при рассмотрении нормативно-технических вопросов всегда основана на обобщении мирового опыта и учете особенностей региона воплощения технических решений, а также решении глобальных задач — минимизации отрицательного техногенного влияния на человека и окружающую среду. Этот подход применен и в предложениях компании, поданных на рассмотрение межведомственной рабочей группе.

Не будем распутывать весь клубок нерешенных проблем, связанных с применением квартирных котлов. Остановимся лишь на концептуальных направлениях.

В настоящее время и в долгосрочном плане по энергетическим вопросам в странах Европейского Союза руководствуются Директивой 2002/ЕС Европейского Парламента и Совета по энергетическим характеристикам зданий. Основываясь на том, что здания жилого сектора и сферы услуг являются основными энергопотребителями, государства-участники должны разрабатывать и внедрять программы повышения эффективности энергопотребления в строительном секторе. Общий подход к этому процессу, выполняемому квалифицированными экспертами, должен быть прозрачен для будущих владельцев и пользователей, в свете оценки энергетических характеристик на рынке недвижимости.

Целью указанной Директивы является улучшение энергетических показателей зданий. Учитывая внешние климатические условия и условия внутри помещений, а также эффективное использование финансов, Директива задает следующие установки для государств-участников:

  • ❏ общие подходы к расчету энергетических параметров зданий;
  • ❏ минимальные требуемые энергетические параметры новых зданий;
  • ❏ минимальные требуемые энергетические параметры крупных существующих зданий, подвергающихся капитальной реконструкции;
  • ❏ энергетическая сертификация зданий;
  • ❏ регулярный осмотр котлов, совместно с системой отопления.

В ст. 5 Директива обязывает государства-участники перед началом строительства новых зданий общей полезной площадью более 1000 м 2 рассмотреть возможность теплоснабжения от следующих альтернативные вариантов:

  • ❏ децентрализованное, основанное на возобновляемых источниках энергии;
  • ❏ энергоснабжение от систем комбинированной выработки электро- и теплоэнергии;
  • ❏ централизованное района или квартала, при наличии;
  • ❏ децентрализованное от тепловых насосов, при определенных условиях.

Особо следует обратить

внимание на то, что квартирные котлы на природном газе (невозобновляемый вид энергии), не включены в этот список. К тому же, в п. 2 Приложения к Директиве, задающего общие рамочные условия к расчету энергетических параметров здания, указывается на необходимость отражения положительного использования лишь следующих видов энергии:

  • ❏ электроэнергии от солнечных и других систем, основанных на возобновляемых источниках энергии;
  • ❏ электроэнергии, вырабатываемой совместно с тепловой энергией;
  • ❏ тепловой энергии систем централизованного теплоснабжения района или квартала.

И вновь нет даже упоминания о каких-либо положительных аспектах квартирных котлов на газовом топливе, поскольку стратегической целью Директивы является сокращение энергопотребления и ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и от этих котлов. Так, в соответствии со ст. 8, государства-участники обязаны:

а) предпринять меры по проведению регулярных осмотров котлов. Кроме того, для котлов свыше 20 кВт и старше 15 лет осуществить осмотр всей системы отопления. На основании осмотра, определить эффективность котла и его соответствие требуемым параметрам системы. Дать экспертную оценку и рекомендации пользователям по замене котлов на другие системы отопления и другие альтернативные источники энергии;

б) либо предпринять шаги по гарантированному обеспечению рекомендациями пользователей на замену котлов, на модификацию системы отопления или применение альтернативных решений, а также на осмотры для оценки эффективности и подбора подходящего типоразмера котла. Общий эффект такого подхода должен быть эквивалентен эффекту по п. а). При этом государства-участники, выбравшие этот вариант, обязаны каждые два года предоставлять Еврокомиссии отчет об эквивалентности данного подхода.

Следовательно, при любом варианте, население должно быть обеспечено профессиональными рекомендациями об альтернативных источниках теплоснабжения зданий, о современных решениях систем отопления и горячего водоснабжения. В добавок, для существующих зданий общей полезной площадью более 1000 м 2 в соответствии со ст. 6 Директивы, должны быть предприняты все необходимые меры для улучшения их энергетических показателей. Реконструкция таких зданий, включающая применение современных энергоэффективных систем и теплоизоляцию наружных ограждающих конструкций, рассматривается как положительный путь в решении задач энергосбережения.

Переход на альтернативные источники энергии является задачей не только Евросоюза, но и Украины. Долгосрочную перспективу в этом направлении определяет «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года» . Воплощение этой стратегии в работе Минстроя Украины планируется осуществить в ближайшее время (к концу 2007 г.) путем корректировки Отраслевой программы энергосбережения. Эта работа предусматривается Программой договора «О научно-техническом сотрудничестве между Национальной академией наук Украины и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины по вопросам внедрения в коммунальное хозяйство новых технологий по энергосбережению и получения качественной питьевой воды, экономико-организационных положений реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

Уже сегодня в строительстве должно формироваться завтрашнее энергопотребление зданий. В соответствии со Стратегией к 2010-2015 г. планируется перевести экономику и социальную сферу Украины на цены за энергоносители, сопоставимые с европейскими и мировыми. К 2030 г. прогнозируется сокращение потребления газа в два раза с одновременным ростом в два раза использования угля и ростом в 2,2 раза использования электроэнергии. Как следствие, в энергообеспечении Украины планируются коренные изменения в сторону энергетического самообеспечения.

Принципиально новой особенностью Стратегии является то, что впервые для Украины разработаны направления энергетики, в соответствии с которыми объем природного газа постоянно должен уменьшаться. При этом доля газа в общем объеме первичных энергоносителей (сегодня примерно — 41%, являясь наихудшим показателем в мире) должна быть сокращена более чем в 2,2 раза (до примерно 18% — один из наилучших показателей в мире).

Особые задачи в Стратегии отведены нетрадиционными источниками энергии. Их долю генерирования в общем энергетическом балансе планируется довести до примерно 14% (превышает требования Евросоюза).

Таким образом, применение индивидуальных котлов на природном газе не вписывается в задачи энергосбережения как стран Евросоюза, так и Украины . К тому же, чтобы Украина догнала показатели стран Евросоюза, мероприятия по энергосбережению должны быть у нас более радикальными, а темпы —  значительно опережающими.

Экономическая эффективность применения котлов на природном газе в Украине на сегодня является временной и необоснованной. Она вызвана перекосом в тарифообразовании для различных потребителей и на различные энергоносители. Эти перекосы постепенно уже начали устранять. Первый этап — выравнивание цены на природный газ для населения и тепловых сетей — реализован. Следующий этап — уменьшение цены на газ для теплосетей, как оптового покупателя, по сравнению с ценой для населения, как розничного покупателя. В ближайшей перспективе — баснословное повышение цены на газ для населения, а для ТЭС — снижение применения газа к минимуму: только для розжига и на высокоэкономичных ТЭС. Основная функция энергообеспечения будет возложена на угольные ТЭС и АЭС.

Исходя из таких перспектив, стоит ли сегодня пропагандировать применение квартирных котлов? Очевидно, что — нет. Уже пришло время всячески способствовать и закладывать в проекты другие технические решения. Для этого необходимо организовывать слаженную работу всего государственного механизма, как, впрочем, поступили в странах Евросоюза.

В то же время любое техническое решение, в том числе и квартирные системы теплоснабжения с котлами на природном газе, имеет право на существование, если это решение имеет экономически и экологически обоснованную область применения. Исходя из ст. 3 Директивы Евросоюза, к этой области (область нераспространения Директивы) относятся:

  • ❏ здания и памятники архитектуры, находящиеся под официальной защитой как часть культурного, архитектурного, исторического и пр. наследия, если следование указанным требованиям Директивы ведет к недопустимому изменению их характера или облика;
  • ❏ здания для культовых и религиозных обрядов;
  • ❏ временные постройки, запланированный срок службы которых составляет менее двух лет, промышленные постройки, цеха и нежилые сельскохозяйственные здания с небольшими потребностями энергии, а также нежилые сельскохозяйственные здания, используемые в промышленной отрасли, подпадающей под действие национального отраслевого соглашения по энергетическим параметрам;
  • ❏ жилые здания, используемые менее четырех месяцев в году;
  • ❏ отдельно стоящие здания общей полезной площадью менее 50 м 2 .

Кроме того, из ст. 5 Директивы следует, что для зданий общей полезной площадью менее 1000 м 2 , допускается не рассматривать альтернативную возможность присоединения зданий по упомянутому выше списку. То есть, эти здания тоже можно отнести к области применения квартирных котлов. Из несложных расчетов, определяем, что это малоэтажные здания и уж точно не десятиэтажные, на которые сегодня в Украине разрабатываются нормы.

Европейский подход в эффективности применения технических решений по теплоснабжению зданий основан на расчете энергетических параметров вместе взятых инженерных систем здания (система отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и электроснабжения), внешних сетей и источников энергии. Этот метод представлен в DINV 4701-10:2003 , разрабатываемым по установкам Директивы.

Он позволяет комплексно рассматривать весь цикл: от производства до потребления энергии с учетом глобальных задач рационального природопользования. Безусловно, этот подход необходимо еще усвоить в Украине. Тогда и появится понимание, почему Европа стремиться к централизации теплоснабжения. Лишь некоторые аспекты этого пути:

  • ❏ сжигание газа без выработки электроэнергии уже сегодня стало непозволительной роскошью; у нас потребители, отказываясь от услуг теплосетей, даже не думают, что генерирование электроэнергии и тепловой энергии на ТЭЦ является неразрывным технологическим процессом;
  • ❏ при централизованном теплоснабжении в течение длительной перспективы могут планомерно заменять либо комбинировать использование различных видов энергоносителей (газ, мазут, уголь, мусор, электроэнергия…); у нас происходит шараханье из крайностей в крайности: от одного вида энергоносителей к другому;
  • ❏ защита атмосферного воздуха… при централизованном теплоснабжении является решаемой задачей; у нас продукты сгорания газа от квартирных котлов выбрасывают соседям в форточки и население не облагается экологическим сбором;
  • ❏ энергетическая эффективность централизованного теплоснабжения тем выше, чем больше полезная площадь здания; у нас в многоэтажках применение квартирных котлов пока экономичнее, чем централизованные услуги.

Понимание всего этого уже есть в Украине. Осталось самое главное и сложное — реализовать законодательно, нормативно, технически и как можно быстрее. Компания «Данфосс» в меру своих возможностей способствует такому процессу и прилагает усилия для восприятия и реализации у нас общеевропейских подходов в теплоснабжении зданий. ■

Последнее обновление ( 03.09.2007 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: