Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Системы воздушного отопления
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
c-o-k.ru
Aqua-Term 2013
Кондиционеры Daikin
Top100+ :: Teplo.com

Микроклимат подземных пешеходных переходов Версия для печати Отправить на e-mail
26.01.2007

Авторы д.т.н., профессор В.И.Бодров, доцент В.В.Сухов, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Подземные сооружения могут быть разделены по характеру теплообмена между воздушной средой сооружения и окружающим его грунтом и наружным воздухом на следующие три типа.

Первый тип — это сооружения, в которых происходят значительные суточные и годовые колебания температур воздуха, связанные с колебаниями температуры атмосферного воздуха, используемого для их вентиляции. К этому типу сооружений относятся транспортные тоннели, подземные пешеходные переходы и аналогичные сооружения.

Второй тип — это сооружения с различными режимами работы, в которых периодически могут возникать ситуации, требующие при заданном тепловом потоке определения возможного времени достижения какой-либо промежуточной температуры, являющейся для данного этапа конечной. К таким сооружениям могут относиться отдельные производства.

Третий тип — это сооружения, в которых не происходят значительные колебания внутренних температур воздуха, и задан необходимый минимальный воздухообмен. К этому типу сооружений относятся подземные гаражи, склады, магазины и т.п. Эксплуатация современных подземных пешеходных переходов в связи с расширением их функционального назначения может осуществляться с учетом всех перечисленных видов теплообмена.

Воздушный режим подземных пешеходных переходов зависит от интенсивности естественного воздухообмена, который определяется значениями гравитационного и ветрового давлений. В типовых пешеходных переходах из-за отсутствия составляющей гравитационного давления естественный воздухообмен осуществляется только за счет ветрового давления. В случае использования подземных переходов дополнительно в качестве помещений общественного назначения следует учитывать гравитационную составляющую.

В технической литературе отсутствуют количественные характеристики влияния скорости ветра на кратность воздухообмена в подземных пешеходных переходах, в том числе через традиционные аэродинамические коэффициенты, характерные для надземных сооружений. Поэтому определение интенсивности воздухообменов в подземных пешеходных переходах определялась нами путем испытания модели в аэродинамической трубе. За аналог принят наиболее распространенный типовой переход под автомобильной трассой [1].

Модель перехода выполнена с учетом автомодельности относительно реального перехода в масштабе 1:200. Изменение направления воздушного потока (ветра) осуществлялось поворотом исследуемой модели на углы 0 ° (режим А), 30 ° (режим Б), 45 ° (режим В), 60 ° (режим Г) 90 ° (режим Д). Замеры скорости воздуха внутри и вне модели проводились измерителем комбин и р о в а н н ы м ТАММ-20, все замеры дублировались три раза. Результаты аэродинамических испытаний модели пешеходного перехода при максимальной принятой нами скорости воздушного потока (ветра) í в = 7,5 м/с показали следующее. Скорость воздушного потока в тоннеле перехода при углах обдува 0 °, 30 °, 45 ° находилась в пределах í т ≈ 0,3 м/с, при углах обдува 60 °, 90 ° поток воздуха в тоннеле был неустойчивым, и, по нашему мнению, скорость воздуха в нем может быть принята í т = 0 м/с. Данный вывод основан на том, что невязка замеренных расходов воздуха во входах (выходах) в пешеходный тоннель составляла более 50% при абсолютной скорости воздуха в нем менее í т = 0,1 м/с.Таким образом, только при направлениях обдува модели 0 °, 30 °, 45 ° происходит естественная вентиляция тоннеля пешеходного перехода за счет ветрового давления.

На рис. 1 заштрихованная часть показывает область практического отсутствия естественной вентиляции в тоннеле перехода за счет ветрового давления.

Image

Максимальный расход воздуха в реальном моделируемом тоннеле пешеходного перехода размером F = 3 x 6 м колеблется от L = 0 м 3 /ч при направлениях ветра 60 °, 90 ° до:

L = í т x F x 3600 = 0,3 x 3 x 3600 = 19440 м 3 /ч . при направлениях ветра 0 °, 30 °, 45 ° относительно оси тоннеля.

Заключение по исследованию воздухообменов. Естественная вентиляция подземных переходов за счет ветрового давления носит неустойчивый характер, она зависит от направления и скорости ветра. Отсутствие устойчивого воздухообмена допустимо при отсутствии в подземных переходах помещений с постоянным пребыванием людей (магазины и т.п.). При наличии в подземных переходах общественных помещений следует предусматривать механическую вентиляцию из условия разбавления вредностей в соответствии с действующими нормами. Интенсивность воздухообмена при естественной вентиляции от ветрового давления следует принимать не более средней скорости в тоннеле í т = 0,15 м/с (для рассмотренного случая L = 9720 м 3 /ч), что характерно для скоростей ветра в пределах 3,0…4,0 м/с.

В связи с отсутствием у наружных ограждений подземных сооружений непосредственного контакта с атмосферным воздухом, они по формированию температурных параметров внутреннего воздуха относятся к особому классу. Направления и интенсивность тепловых потоков через ограждения подземных сооружений непосредственно зависят от температуры окружающего грунта. На динамику изменения температур по глубине грунта оказывает влияние сезонное изменение температуры наружного воздуха, в то же время колебания температуры наружного воздуха в течение суток не влияют на температурные поля в земле.

Глубина грунта, на которой отсутствует влияние колебаний наружных температур на его температурный режим, т.е. температура грунта остается практически постоянной, составляет h o ≈ 15 м [2, 3].

Расчетная температура грунта на глубине h o , на которую не влияют колебания температур наружного воздуха, определяется по формуле [2]:

Image

где ø 2 — коэффициент, учитывающий кривизну температурной линии в грунте к концу его нагрева за теплый период года, приведен в табл .

Image

Анализ динамики изменения температур внутренних поверхностей подземных помещений показал, что с достаточной для инженерных расчетов точностью (±5%) можно упростить определение температуры поверхности любой внутренней ограждающей конструкции путем линеризации огибающей минимальных температур ( рис. 2 ).

Image

На рис. 2 линия а-б — участок изменения температуры грунта в зоне промерзания. Линия б-в — участок изменения температуры в зоне от нулевой амплитуды текущей температуры грунта (температуры фазового превращения воды ) t ф = 0 °С до постоянной температуры грунта t о при глубине h о . Значения текущей h м и максимальной h м м глубин промерзания грунта в рассматриваемом климатическом регионе страны определяются по методике, приведенной в [4].

Изменение текущей температуры любой внутренней поверхности подземных сооружений в зоне h м м равно:

Image

в зоне ниже глубины промерзания ( h o - - h м ):

Image

Температура воздуха t в в подземных невентилируемых помещениях в расчетный период времени составляет:

Image

где ô в , ô m , ô n — соответственно температуры внутренних поверхностей, торцевых ограждений и пола, °С, определяемые по формуле 2 и 3;

F в , F m , F n — площади соответствующих ограждений,м 2 .

При необходимости вентилирования наружным воздухом общественных помещений, расположенных в подземных переходах, температура воздуха в них определяется с учетом ассимиляции холода (теплоты) грунтом, наличием в них тепловыделений и теплоемкой массы продукции, по методике, приведенной в [5]. ■

Литература

1. Мосты и сооружения на дорогах. Часть 2. // Гибшман Е.Е., Кириллов В.С.,Маковский Л.В.,Назаренко Б.П. — М.:Транспорт, 1972. — С. 404.

2. Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов // В.Я. Цодиков.— М.: Недра, 1975. — С. 568 .

3. Рубинэ М. Кондиционирование воздуха в подземных сооружениях // М. Рубинэ. — М.: Госстройиздат, 1963. — С. 216 .

4. Бодров В.И. Довлетхель Р.К. Определение глубины промерзания грунта // Вентиляция и кондиционирование воздуха.— Межвуз.научнотехн. сб.,№ 11. — Рига: изд.РПИ,1979. — 39-46 с.

5. Бодров В.И. Хранение картофеля и овощей: Инженерные методы создания и поддержания технологического микроклимата // В.И.Бодров. — Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1985. — С. 220.

Последнее обновление ( 26.06.2007 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: