Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Aqua-Term 2013
Top100+ :: Teplo.com
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Кондиционеры Daikin
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры

Модель кондиционируемого помещения при нестационарных тепловлажностных нагрузках Версия для печати Отправить на e-mail
23.05.2006
Владимир Вычужанин,


Обеспечение тепловлажностного комфорта в кондиционируемых помещениях зависит от максимального учета характера теплоизбытков (теплопотерь) и влагоизбытков. Для помещений судов теплоизбытки летом равны теплопритокам в них. В зимнее время года в помещениях наблюдаются теплопритоки, но в некоторых из них, насыщенных оборудованием, — теплоизбытки. С изменением параметров наружного воздуха изменяются и теплоизбытки (теплопотери).

Теплоизбытки (теплопотери) и влагоизбытки в обитаемых судовых помещениях определяются внешними и внутренними тепловлажностными нагрузками. Они представляют собой динамический комплекс природных, бытовых и производственных воздействующих факторов, параметры которых могут достигать экстремальных значений.

Внешние нагрузки определяются переменными гидрометеорологическими условиями района плавания судов. В разное время года температура наружного воздуха может изменяться от +45 °С до -50 °С. Влагосодержание в 1 кг воздуха изменяется от 24…26 до 0,1…0,5 г. Температура наружного воздуха, непрерывно изменяясь, претерпевает сезонные, суточные, а также более короткие по продолжительности колебания. В условиях переменных тепловлажностных нагрузок существенно изменяется интенсивность солнечной радиации. В результате облучаемая поверхность нагревается сильнее, чем окружающий воздух. Величина нагрева поверхности зависит от времени года и суток, ориентации судовых ограждений по сторонам света, географической широты, состояния атмосферы. Если учесть, что суда представляют большие металлические сооружения с высокой теплопроводностью, то становится ясно, насколько велико влияние внешних условий на формирование микроклимата в обитаемых помещениях судов.

К внутренним нагрузкам относятся тепловлажностные выделения оборудования и людей. При этом помимо температуры и относительной влажности воздуха его подвижность в помещении также оказывает тепловое воздействие на человека. Известно, что подвижность воздуха усиливает конвекцию и ускоряет испарения с поверхности кожи человека.

Для описания статических и динамических характеристиккондиционируемого помещения применяют методы, использующие уравнения тепловлажностного баланса на основе средних значений входных и выходных параметров. Динамические характеристики кондиционируемого помещения обычно описываются с помощью дифференциальных уравнений в частных производных с допущениями, что по всему объему помещения происходит достаточно хорошее перемешивание воздуха, а само помещение рассматривается как объект с сосредоточенными параметрами.

Подобный подход оправдан стремлением привести математическую модель рассматриваемого звена системы автоматического управления (САУ) к виду, пригодному для дальнейших исследований системы комфортного кондиционирования воздуха (СККВ) в целом. Следует учитывать, что математическая модель обслуживаемого помещения разрабатывается в целях дальнейшего анализа САУ, а не для исследования, например, воздушного режима в нем. Анализ литературных источников показал, что существующие динамические модели кондиционируемого помещения обладают большим числом исходных упрощений, что ограничивает области использования таких моделей при разработке САУ СККВ. В частности, не учитывается подвижность воздуха в помещении, а также способ его подачи через воздухораспределитель.

При разработке достоверной модели кондиционируемого помещения как многопараметрического объекта регулирования необходимо выявить максимально необходимое для создания САУ число внутренних связей объекта. В первую очередь следует определить количественные характеристики, связывающие температуру, относительную влажность и подвижность воздуха, а также выявить основные параметры помещения, характеризующие его в переходных процессах. Кроме того, при разработке САУ необходимо исследование нестационарных тепловлажностных процессов в кондиционируемом помещении. Учет нестационарного характера внешних и внутренних тепловлажностных нагрузок на кондиционируемое помещение позволяет синтезировать энергоэффективную САУ СККВ.

Разрабатываемая модель кондиционируемого помещения судна как объекта регулирования по температуре и относительной влажности должна описывать прежде всего связи параметров по каналам: температура приточного воздуха (ТП) — температура воздуха в помещении (ТУ); относительная влажность приточного воздуха (ϕП) — относительная влажность воздуха в помещении (ϕУ). При выводе управления модели, описывающего динамические свойства помещения по каналу температура приточного воздуха — температура воздуха в помещении использовалось уравнение теплового баланса для помещения в условиях хорошего перемешивания воздуха. Само помещение рассматривалось как объект с сосредоточенными параметрами.

Исходное уравнение теплового баланса для помещения имеет вид:
Image
где QИЗБ — общие теплоизбытки в помещении;
M — масса воздуха в помещении;
GП — расход приточного воздуха;
cB — удельная теплоемкость воздуха.

Общие теплоизбытки QИЗБ в уравнении (1) определяются следующим образом по формуле:
Image
где QОГР — суммарные теплопритоки через наружные ограждения:
Image
QОГР.Н , QОГР.В — тепловые потоки через изолированные наружные и внутренние поверхности ограждений помещения;
QОСТ — тепловой поток через иллюминаторы);
QВН — суммарные внутренние теплопритоки:
Image
QЯЛ — теплопритоки от людей с учетом их физической деятельности;
QОСВ — теплопритоки от освещения;
QОБОР — теплопритоки от оборудования;
QСКР — скрытые теплопритоки);
QИНФ — тепло, вносимое воздухом при инфильтрации.

После соответствующих подстановок в уравнение (1) компонентов QИЗБ, а также конструктивных и теплотехнических характеристик помещения (при малых отношениях измененных параметров) уравнение переходного процесса с использованием преобразования Лапласа имеет следующий вид:
Image
где n — число иллюминаторов в каюте;
nЛ — число человек в каюте;
, ’P — коэффициенты поглощения наружным ограждением и остеклением;
— коэффициент пропускания солнечной радиации;
NОСВ, QОБОР — мощность источников освещения и оборудования;
qЯЛ, gЛ — тепло и влаговыделения одним человеком;
М — масса воздуха в помещении;
MИНФ — масса воздуха, проникающая в кондиционируемое помещение при открывании двери и через щели.

Уравнение (3), пригодное для реализации динамической модели помещения, после соответствующих преобразований имеет следующий вид:
Image
где WT1...WT18(P) — передаточные функции, параметры которых приведены в таблице.
Image
В таблице переменные параметры передаточных функций WT2(P), WT3(P), WT4(P), WT6(P), WT8(P), WT17(P) и
WT18(P) определяются в зависимости от изменяющейся величины подвижности воздуха в помещении и способа его подачи в помещение.

При выводе уравнения модели, описывающего динамические свойства помещения по каналу, относительная влажность приточного воздуха — относительная влажность воздуха в помещении использовалось уравнение материального баланса (баланса влаги) в помещении:
Image
где dП, dУ, dK — влагосодержание приточного воздуха, воздуха в помещении и инфильтрующего воздуха соответственно.

Используя преобразование Лапласа, уравнение (4) было приведено к следующему виду:
Image
Уравнение (5) после соответствующих преобразований имеет следующий вид:
Image
где WВ1(P)…WВ7(P) — передаточные функции.

Полученные уравнения (4) и (7) являются уравнениями математической модели кондиционируемого помещения судна как объекта регулирования. Разработанная структурная схема кондиционируемого помещения как объекта регулирования по температуре и относительной влажности воздуха приведена на рис. 1. На основе уравнений (4) и (7) была разработана модель помещения, пригодная для исследования его динамических свойств в MATLAB 6.5 — Simulink.
Image
Результаты моделирования помещения в Simulink при ступенчатом характере возмущающих воздействий по каналам ТП — ТУ и ϕП — ϕУ для скоростей воздуха в помещении B = 1–0,1 м/с…5–0,5 м/с при отрывных струях подаваемого воздуха через воздухораспределитель приведены на рис. 2 и 3. При моделировании использовались коэффициенты передачи и постоянные времени соответствующих передаточных функций, значения которых приведены в таблице. Полученные характеристики отражают переходной процесс в помещении при изменениях параметров ТП и ϕП.
Image
Анализ результатов исследования показал, что математическое описание и полученные на его основе кривые переходных процессов по каналам ТП — ТУ и ϕП — ϕУ с достаточной для проектирования САУ точностью отражают реальные процессы, происходящие в кондиционируемом помещении судна. Это позволяет использовать модель кондиционируемого помещения для разработки САУ СККВ при нестационарных тепловлажностных нагрузках, что позволит обеспечить комфортный микроклимат воздушной среды в каютах согласно действующим нормативным положениям.

Последнее обновление ( 21.09.2006 )
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: