Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Системы воздушного отопления
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Top100+ :: Teplo.com
c-o-k.ru
Кондиционеры Daikin
Aqua-Term 2013

Воздухораспределение в метро Версия для печати Отправить на e-mail
12.02.2012

В статье рассматривается процесс организации воздухообмена в здании, построенном над станцией метрополитена неглубокого заложения. Предлагаются мероприятия для предотвращения перетекания воздушных масс из подземной группы в надземную группу и наоборот, а при его отсутствии — возможность учета взаимовлияния систем приточной и вытяжной вентиляции.

Автор: С.В. САРГСЯН, к.т.н., доцент, Московский государственный строительный университет (МГСУ)

Строительство зданий различного назначения над станциями метрополитена становится традиционным. Последние, как правило, сооружаются на окраинах больших городов, где станции метрополитена неглубокого (мелкого) заложения. С целью искусственного увеличения количества потенциальных покупателей в строящихся зданиях, в большинстве своем торгово-развлекательных комплексах (ТРК), архитектурно-строительный раздел проекта предусматривает дополнительную входную группу из метрополитена непосредственно в строящийся комплекс. В этом случае приток или отток воздушных масс через входную группу метрополитена непосредственно в здание влияет на его воздушный, тепловой и газовый режимы. Учет влияния воздушных потоков при проектировании систем общеобменной вентиляции в подобных зданиях становится весьма актуальной задачей.

Тоннели метрополитена с глубиной заложения менее 20 м относятся к участкам неглубокого (мелкого) заложения. Построенные над станцией метрополитена многоэтажные здания с двумя, тремя этажами под землей и использующие такие архитектурные приемы, как атриум, пассаж, усиливают естественную тягу из станции метрополитена. В таких случаях имеет место две группы помещений, соединенных в один комплекс станция метрополитена (подземная группа)–надстройка (надземная группа).

Каждая группа помещений соединяется в одно сооружение и оснащается своей системой приточной и вытяжной вентиляции согласно нормам, которые регламентируются соответствующими СНиПами. Учитывая, что комплекс станция метрополитена–надстройка является замкнутым пространством, то можно предположить, что совместная работа систем приточной и вытяжной вентиляции одной группы помещений существенно влияет на работу вентиляции второй группы помещений, составляющих единый комплекс. Станция метрополитена (подземная группа) — это существующее сооружение с действующей системой туннельной вентиляции в тоннелях и с местной в отдельных служебных помещениях.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при проектировании вентиляции станций метро:

  • теплота от поездов, освещения, эскалаторов, электроустановок и т.д.;
  • влаговыделения от пассажиров, обслуживающего персонала, испарение с мокрых поверхностей и т.д.;
  • газы от людей (двуокись углерода), а также другие газы, проникающие в тоннели через неплотности гидроизоляции с грунтовой водой и т.д.

Вентиляция метрополитенов неглубокого заложения имеет сезонный характер. Вентиляция отключается при появлении отрицательной среднесуточной температуры наружного воздуха, что обуславливается недостаточными теплоаккумулирующими возможностями вентиляционных шахт и тоннелей. Воздухообмен осуществляется посредством «поршневого действия» поездов и естественной тяги через вестибюли станций.

В настоящее время система приточной и вытяжной вентиляции надстройки (надземная группа) осуществляется без учета влияния воздухораспределения в подземной группе. Так как комплекс станция метрополитена — надстройка представляет собой замкнутое пространство, то можно предположить, что воздухораспределение в подземной группе комплекса неизбежно приводит к изменению расходов воздуха в надземной группе комплекса и наоборот. Следовательно, необходимо рассчитывать вентиляционный режим надземной группы, одновременно учитывая воздухораспределение существующей системы приточной и вытяжной вентиляции подземной группы. Такой подход позволит значительно увеличить точность при расчете воздухообмена в надземной группе. Существующая методика поиска решений систем нелинейных уравнений для расчета распределения воздуха по отдельным помещениям подземной группы позволяет установить фактический режим работы вентиляторов:

Image
где U — множество ветвей вентиляционной сети; Uj + — множество ветвей, входящих в узел j; Uj – — множество ветвей, выходящих из узла j; S — источник сети; T — сток; Qc — общий поток в сети; Uв — множество ветвей с вентиляторами; Ru, Qu, Pu — аэродинамические сопротивление, расход и депрессия  сети, соответственно. Соотношения (1) и (2) выражают первый закон сетей и принцип минимизации затрат; формулы (2) и (3) — определяют потерю давления в ветви сети при турбулентном режиме движения воздуха; соотношение (4) определяет давление, развиваемое вентилятором; выражение (5) позволяет учитывать действие естественной тяги с постоянным давлением. Модель позволяет определить процесс воздухораспределения при работающей системе приточной и вытяжной вентиляции в подземной группе комплекса. Если при решения системы нелинейных уравнений предположить, что часть из множества ветвей вентиляционной сети имеет направленность из подземной группы в надземную, то становится возможным определить параметры и расход воздушных масс, перетекающих из подземной группы в надземную и наоборот. Входная группа вестибюлей станций метро неглубокого заложения имеет малые аэродинамические сопротивления, поэтому поршневое воздействие поездов в качестве вентиляционной нагрузки при проветривании помещений и сооружений, а также естественная вентиляция через вестибюли станций (в холодный период года варьируется в интервале от 12 до 28%) способствуют проникновению загрязненных воздушных масс в надземную группу комплекса. Взаимное влияние систем приточной и вытяжной вентиляции в надземной и подземной группе сооружений комплекса станция метрополитена — надстройка ТРК весьма значительна. Для предотвращения взаимовлияния работы систем вентиляции необходимо уже на стадии проектирования предусмотреть ряд мер с целью предотвращения перетекания воздушных масс из подземной группы в надземную группу комплекса и наоборот. Целесообразно на линии соприкосновения подземной и надземной группы (при входе из подземной группы в надземную группу) предусмотреть воздушные или воздушно-тепловые завесы, или оборудование шлюз-тамбуров, где обеспечивается постоянное избыточное давление. Все мероприятия должны быть обоснованы расчетами.

При невозможности осуществления мероприятий по предотвращению перетекании из одной группы в другую, необходимо рассчитать воздухообмен с учетом взаимовлияния систем приточной и вытяжной вентиляции в отдельных группах при их совместной работе.

1. Костин В.И., Сальков Е.А., Лугин И.В. Математическая модель воздухораспределения в помещениях станции метрополитена // Известия ВУЗов. Строительство. — Новосибирск: НГАСУ, № 6/2007.

 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: