Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Кондиционеры Daikin
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Top100+ :: Teplo.com
Aqua-Term 2013
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры

По результатам 2010 года программа энергоэффективности в Украине не выполняется Версия для печати Отправить на e-mail
12.01.2011
Украинская экономика остается технологически отсталой. А озвученная еще в июне 2010 года президентская программа по ее модернизации, например, в части энергоэффективности, к сожалению, не выполняется. По крайней мере общественности об этом не известно.
 

В частности, по программе до 2014 года энергоэффективность экономики должна возрасти на 20%. Однако, на сегодняшний день, согласно официальной статистике, не возросла даже на 1%. Об уровне энергобезопасности Украины рассказал в интервью УНИАН эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский.


- Богдан Иванович, как Вы охарактеризуете уровень энергобезопасности Украины на сегодняшний день?
За прошедший год уровень энергетической, а значит, и экономической, и национальной безопасности Украины, к сожалению, снизился. Не известно о новых, выгодных государству наработках в этой сфере. А ряд стратегических проектов, инициированных экс-президентом В. Ющенко, «зависли». Например, не выполняется брюссельское Совместное заявление о модернизации украинской ГТС, подписанное 23 марта 2009 г.; стационарно не используется нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсном режиме для поставок каспийской нефти на украинские и европейские НПО; приостановлены программы по диверсификации ядерно-энергетических технологий, в частности, изучение с целью возможного внедрения канадских технологий CANDU; застопорилась реализация идеи неформального международного объединения стран-транзитеров энергоресурсов и т.д. Попробую подробно проанализировать итоги прошедшего года, тезисно обозначив основные проблемы в энергетической сфере:


... о газе
Несмотря на негативные оценки газовых контрактов от 19 января 2009 г., смелые обещания и попытки снизить цену на российский газ, имея, казалось бы, дружеские отношения с российским руководством, действующая власть не сумела устранить проблемы, которые создало предыдущее правительство, согласившись на невыгодные для Украины контракты. Наоборот, после подписания харьковских соглашений проблема усложнилась. В частности, газовое финансовое давление частично переведено с бизнеса на украинских граждан; в 2010-м, как и в 2009-м, несмотря на так называемые «скидки», цена российского газа для Украины остается выше, чем для большинства европейских потребителей (не учитывая транспортные расходы); сохраняется асимметрия условий, рисков и ответственности по контрактам на поставку и транзит газа. Не увеличены объемы добычи собственного природного газа. Практически не начаты масштабные проекты по геологоразведке и освоению собственных альтернативных запасов газа, в частности, на морском шельфе, потенциальных сланцевых месторождений и шахтного метана. Зато достигнуты и реализуются неоднозначные политические договоренности о создании СП в интересах Газпрома, который и без того является иностранным монополистом на отечественном рынке. Не удалось вывести из финансового кризиса государственную монополию НАК «Нафтогаз Украины». Страна так и не начала модернизацию ГТС в соответствии с брюссельским Совместным заявлением, хотя никто из подписантов, включая выгодных кредиторов (три международные финансовые института), от этого документа официально не отказываются.


... о нефти
Приостановлена реализация концепции диверсификации поставок нефти. В частности, не увеличены объемы поставок каспийской нефти. Не созданы новые маршруты ее импорта в Украину, в т.ч., за счет аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды». Не модернизированы украинские НПЗ. Украина продолжает быть производителем и одновременно одним из крупнейших импортеров низкосортных нефтепродуктов, чем, в частности, наносится непоправимый вред здоровью украинских граждан и экологии в целом.


... о ядерном топливе
Правительство активно внедряет малопонятные договоренности своих предшественников в сфере ядерной энергетики, которые в действительности невыгодны для украинского государства. Прежде всего, речь идет о создании с Россией СП по фабрикации ядерного топлива и о проектах по достройке двух блоков Хмельницкой АЭС, которые, в частности, недостаточно обоснованы с финансово-экономической точки зрения. А ряд вопросов технологического характера и относительно безопасности все еще остаются без ответов.


... об энергогенерации
В государственных масштабах не модернизирован и не начата модернизация практически ни одного устаревшего объекта электро- и теплогенерации. Не внедрена ни одна современная технология для снижения затрат первичных энергоносителей и уменьшения выбросов парниковых газов. Исключениями являются несколько локальных проектов, начатых усилиями активной местной власти и малого бизнеса. В этом контексте стоит отметить, что еще полтора года назад Украиной были получены средства по Киотскому протоколу, которые предназначены именно для таких целей. Однако правительства (и предыдущее, и нынешнее) не организовали и не обеспечили их освоение по целевому назначению. Этим украинскому государству наносится значительный экономический, политической и имиджевый вред: Украина в международном контексте выглядит как страна, которая не может или не знает как потратить упомянутые относительно небольшие целевые средства. На самом деле это не так. Ведь в Украине есть немало наработанных проектов, которые целесообразно было бы воплотить. В этом контексте уже в первые дни нового года было бы целесообразно безотлагательно определиться, обеспечить согласование и реализацию проектов за средства Киотского протокола.


... об энергоэффективности
В государстве не изменился, по крайней мере, не улучшился, баланс потребления энергоносителей. Доля газа в энергообеспечении продолжает составлять порядка 40%, что почти вдвое выше среднеевропейского уровня. А доля электроэнергии на душу населения в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Одновременно объем потребления электроэнергии в 2010 году вырос почти на 10%. На первый взгляд, это можно расценивать как позитив. Но есть нюансы. Во-первых, как уже упоминалось, этот рост произошел при практически неизменном соотношении между годовыми объемами потребления различных видов энергоносителей. То есть, не произошло качественного замещения электричеством других энергоресурсов, например газа. Во-вторых, увеличение произошло на фоне роста ВВП почти на 4%. А прирост ВВП на 1%, согласно международным оценкам, обусловливает увеличение потребления электроэнергии только на 0,3% - 0,5%. Получается, что зафиксированный прирост ВВП на 4% должен был быть обеспечен всего 2% приростом потребления электроэнергии. А еще 8% на что потрачены? Разве что на расширение теневого сектора экономики...
В целом украинская экономика остается технологически отсталой. А озвученная в июне 2010 года президентская программа по ее модернизации, например, в части энергоэффективности, к сожалению, еще не выполняется. По крайней мере общественности об этом не известно. В частности, по программе до 2014 года энергоэффективность экономики должна возрасти на 20%. Однако на сегодня, по официальной статистике, не произошло увеличения даже на 1%.


- По Вашему мнению, смогут ли власти все же договориться об изменении формулы цены на газ? Ведь в конце года Николай Азаров признал, что Россия не считает аргументы Украины убедительными.
Изменение только формулы мало поможет. Пересматривать необходимо много положений, в том числе, и сроки действия газовых контрактов. Некоторые пункты уже пересмотрены в 2010 и в 2009 годах. Фактически газовые контракты от 19 января 2009 г. надо отменить и написать новые с учетом новых тенденций на мировых энергетических рынках. В частности, это касается ухода от привязки цены на газ к цене нефтяной корзины. Ранее такой подход применяли с целью «подтянуть» торговлю газом к рыночным правилам. А исторически так сложилось, что развитие международного нефтяного рынка опережало газовый. Времена изменились – в газовом сегменте уже практически функционируют рыночные механизмы.
Относительно аргументов, то в международной практике случается, что понятные и совершенно убедительные аргументы одной стороны не являются убедительными для другой. В частности тогда, когда отличаются внешнеполитические стратегии. А у нас с Российской Федерацией внешние стратегии в сфере энергетики существенно различаются. В частности, Россия претендует на роль монополиста-поставщика энергоресурсов, по крайней мере в Евро-Азии. Таково ее суверенное право. И никто этого не скрывает. В Украине нет ни таких планов, ни оснований. По моему мнению, для российской стороны неубедительными являются любые аргументы, основанные на коммерческой основе, поскольку Москва часто рассматривает газ в политической плоскости. Так что и аргументы должны иметь политические признаки. Здесь, например, можно воспользоваться тринадцатой статьей действующего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, подписанного 31 мая 1997 г. В 1998 году документ был ратифицирован парламентами сторон и стал частью законодательства обеих стран. В упомянутой статье прямо сказано: «Стороны ... воздерживаются от действий, которые могут причинить экономический ущерб друг другу». А действующее правительство признало, что упомянутые газовые контракты наносят вред Украине. Итак, контракты противоречат Договору, а значит действующему законодательству и Украины, и России(!). Убежден, что этот аргумент является одним из очень серьезных, если использовать его эффективно, в том числе, в случае необходимости, - публично.


- Актуальность Брюссельской декларации, наверное, уже нивелирована за того, что Россия выставила свои условия, которые никак не совпадают с условиями декларации? Это подтверждает и то, что активно анонсированные переговоры министров энергетики Украины, России и еврокомиссара 22 ноября не принесли ожидаемых результатов.
О потере актуальности брюссельского Совместного заявления можно было бы говорить, если бы хоть одна из сторон - подписантов (а их - 5, в том числе, 3 солидных международных финансовых института) от него отказалась. Заявление стало результатом 4-летних переговоров, инициированных и проведенных с участием украинского президента В. Ющенко практически со всеми заинтересованными странами, в том числе, и с Россией. Теперь, как уже упоминалось, никто из подписантов ни официально, ни публично не отозвал своей подписи. Значит, документ актуален. Проблема только в том, что украинская сторона не спешит его выполнять, оглядываясь на Россию, которая изначально не хочет участвовать в модернизации нашей ГТС на равных со всеми сторонами и на конкурентных условиях, как это предусмотрено в заявлении. Россия требует для себя эксклюзивных условий и не горит желанием видеть в проектах европейские компании. Очевидно, что тогда модернизация происходила бы по российскому сценарию. То есть так, как выгодно ей - чтобы и дальше оставаться газовым монополистом на украинском рынке. Желание понятное, но оно не соответствует украинским национальным интересам. Очевидно, что это понимают в Брюсселе. Видимо, потому и не известно о результатах долгожданных переговоров 22 ноября, которые имели место. Кроме того, сколько можно говорить о модернизации и ничего не делать? Это не европейский стиль. Убежден, если бы в вопросах модернизации были практические шаги с нашей стороны – были бы и встречные с европейской, были бы и новые политические сигналы.


- Почему Вы считаете, что нет результатов по аверсному использованию «Одесса-Броды», ведь есть подтверждение, что нефтепровод будет стабильно работать в аверсном направлении благодаря договоренностям с Беларусью и Азербайджаном?
Речь идет о дискуссионной экспериментальной прокачке 80 тысяч тонн нефти с Одессы через Броды в белорусский Мозырь без участия украинских НПЗ. По моему мнению, Украине это никакого нового качества не дало, кроме незначительных заработков. Ведь эксперимент по прокачке 40 тысяч тонн по аверсному «Одесса - Броды» был проведен еще в 2003 году, когда государственная комиссия принимала нефтепровод. С другой стороны, это не помешало его резервированию для российских компаний под реверсный режим в течение семи лет при частом простое или малозагруженности без каких-либо штрафных санкций. Кстати, тогда россияне за реверс ничего не платили, а теперь аверсный тест оплатили белорусы. Технические возможности одной из двух веток «Дружбы» - «Броды - Мозырь» были выяснены еще в 2007 году. Это было заключение украинских, а потом еще и белорусских специалистов. Именно поэтому в 2008 году по инициативе В. Ющенко предлагалось белорусам использовать этот маршрут для себя и, при необходимости, транзитом в Польшу. В целом, упомянутый проект Украине ничего нового не дал, а для Беларуси он послужил важным аргументом в переговорах с Россией о беспошлинном импорте российской нефти. Белорусская сторона использовала этот аргумент на все 100% и таки добилась отмены пошлины. Теперь российская нефть для белорусских НПЗ, вероятно, дешевле венесуэльской. Итак актуальность последней существенно уменьшилась. В результате, не исключено, что в ближайшие годы объемы потенциального транзита в Беларусь будут существенно сокращены, по сравнению с предварительно задекларированными 8-10 млн. тонн в год. Таким образом, рентабельность аверсного использования нефтепровода без участия украинских НПЗ остается под вопросом.


- Как, по Вашему мнению, можно было бы новой власти увеличить энергоэффективность за то время, что она "у руля"?
Хотя бы начать внедрение в государственных масштабах опыта сбережения тепла, по инициативе мэра и властей внедренного в Калуше на Ивано-Франковщине. Или опыта норвежской технологии теплогенерации вместо газовых котельных, испытанного в Борщеве на Тернопольщине – опять же, по инициативе мэра. Таких положительных примеров в Украине десятки. Есть понимание на профессиональном уровне, специалистов достаточно. Убежден, что и выгодное кредитование доступно. Не хватает, как мне кажется, политической воли сформировать и выполнять соответствующую конкретную государственную программу.
Fuel Alternative

 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: