Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Aqua-Term 2013
Top100+ :: Teplo.com
c-o-k.ru
Системы воздушного отопления
Кондиционеры Daikin
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.

Альтернативное топливо: водорослями по кризису Версия для печати Отправить на e-mail
28.04.2009
Скоро исполнится год, как премьер Юлия Тимошенко пообещала: в Украине развернется программа по обеспечению страны биологическим топливом собственного производства. Причем речь шла не о набившем оскомину биогазе из экскрементов (по мнению специалистов, его широкое использование довольно проблематично из-за нестабильности химического состава), а о совершенно новом явлении: биотопливе, которое вырабатывают водоросли. 
«Они растут в трубах и даже не прикасаются к земле. В настоящий момент все это поднимаем и ставим, во-первых, на экспериментальную базу, а во-вторых, на промышленное производство Стоимость дизельного горючего из водорослей будет в пределах 2 гривен, бензина — 3 гривен, а его качество намного лучше, чем у того, которое изготовляется из нефтепродуктов», — объяснила премьер.

Сегодня разыскала эти таинственные водоросли, и ученых, которые их выращивают: в Киеве в Институте ботаники им. М. Г. Холодного НАН Украины. Увы, оказалось, что пока нигде в мире нет промышленного производства топлива из таких водорослей и неизвестно, когда это будет. При этом за рубежом в подобные разработки вкладывают сотни миллионов долларов, у нас — копейки.

БОТРИОКОККУСЫ. Откроем тайну: живые производители биотоплива называются «Ботриококкус броунии». «Это — уникальные одноклеточные водоросли размером в 5 микрон (0,005 мм) и весом около 1 мг (0,001 г), которые в процессе роста накапливают в себе не жирные кислоты, как другие растения: рапс, подсолнечник, водоросли хлорелла (именно такие кислоты являются сырьем для биодизельного топлива), а нефтеподобные соединения — длинноцепочечные углеводороды. Фактически это — биологическая нефть, которая не нуждается в дальнейшей обработке для получения из нее топлива, но если ее подвергнуть крекингу (переработке на НПЗ), как ископаемую нефть, длинные цепочки углеводородов от высокой температуры порвутся на более короткие и получится бензин и дизтопливо, — рассказывает замдиректора по науке Института ботаники доктор биологических наук Елена Золотарева. — В ботриококкусе бионефть накапливается внутри клеток (их хорошо видно в обычный микроскоп) в виде капель и при несильном нажатии легко выделяется из них во внеклеточное пространство, причем сухая масса каждой клетки содержит до 70% углеводородов. Именно поэтому ботриококкус рассматривается как один из наиболее интересных живых объектов для выработки горючего. Однако есть серьезная проблема. Водоросль одноклеточная, но колониальная: растет не отдельными клеточками, а слипается в большие конгломераты. В результате клеткам, находящимся внутри этого «комка», не хватает света и они плохо развиваются. К тому же, хорошие штаммы очень дорогие: небольшая пробирка стоит сотни тысяч долларов. Проблема выращивания ботриококкуса в промышленных масштабах не решена и говорить о регулярном получении крупных объемов топлива из него прямо завтра нельзя, да и цена его сейчас будет отнюдь не 3 гривни за литр, а на порядок больше».

А вот биодизель — продукт, вырабатываемый из растительных масел и смешиваемый с дизельным топливом в пропорции от 5 до 30% (без переделки двигателя), действительно намного выгоднее производить из обычной хлореллы, которая живет в наших реках и озерах, чем даже из рапса или подсолнечника. «Подсолнечник дает 800 кг масла с гектара,рапс — тонну, масличная пальма (у нас она не растет) — 5 тонн, а микроводоросли — 79,3 тонны (!) с гектара, или почти в 80 раз больше, чем рапс и в 100 раз больше, чем подсолнух», — говорит профессор Золотарева.

Прекрасный результат, но есть масса технологических проблем, признает она: например, необходимо ночью подогревать воду в водоемах с водорослями. В южных штатах США — Калифорния, Нью-Мексико, Гавайи в течение 6 лет проводили эксперименты по промышленному выращиванию хлореллы в открытых водоемах площадью 1000 кв. м (0,1 га). Удалось добиться прироста до 50 г биомассы с 1 кв. м в день или до 50 кг с 0,1 га. Это значит, что 2 миллиона таких прудов (0,1% земель в США, пригодных для выращивания водорослей) могли бы давать топлива для 5% американских автомобилей, но пока до промышленной переработки в США дело не дошло — нужно вложить миллиарды долларов.

НАШ РАПС ИДЕТ ЗА ГРАНИЦУ. Для Украины расчеты показывают: чтобы топливо из хлореллы было дешевле, чем из нефти, водоросли также надо выращивать в открытых водоемах, под солнечным светом, дабы не тратить на освещение электроэнергию. К сожалению, в наших широтах это возможно только в Крыму, и то зимой хлорелла будет расти очень медленно. Поэтому в Украине рапс и подсолнечник по-прежнему являются самым распространенным сырьем для производства биодизеля, несмотря на то, что они сильно истощают почву. В основном его экспортируют в Германию: немцы платят украинским фермерам хорошие по нашим меркам деньги — до 1200 грн. за тонну, это больше на 20%, чем за тонну продовольственной пшеницы 3 класса, выращивать которую намного дороже, чем рапс. В прошлом году его экспортировали около 700 тыс. т.




http://www.segodnya.ua
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: