Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Aqua-Term 2013
Кондиционеры Daikin
Top100+ :: Teplo.com

Альтернативное топливо: водорослями по кризису Версия для печати Отправить на e-mail
28.04.2009
Скоро исполнится год, как премьер Юлия Тимошенко пообещала: в Украине развернется программа по обеспечению страны биологическим топливом собственного производства. Причем речь шла не о набившем оскомину биогазе из экскрементов (по мнению специалистов, его широкое использование довольно проблематично из-за нестабильности химического состава), а о совершенно новом явлении: биотопливе, которое вырабатывают водоросли. 
«Они растут в трубах и даже не прикасаются к земле. В настоящий момент все это поднимаем и ставим, во-первых, на экспериментальную базу, а во-вторых, на промышленное производство Стоимость дизельного горючего из водорослей будет в пределах 2 гривен, бензина — 3 гривен, а его качество намного лучше, чем у того, которое изготовляется из нефтепродуктов», — объяснила премьер.

Сегодня разыскала эти таинственные водоросли, и ученых, которые их выращивают: в Киеве в Институте ботаники им. М. Г. Холодного НАН Украины. Увы, оказалось, что пока нигде в мире нет промышленного производства топлива из таких водорослей и неизвестно, когда это будет. При этом за рубежом в подобные разработки вкладывают сотни миллионов долларов, у нас — копейки.

БОТРИОКОККУСЫ. Откроем тайну: живые производители биотоплива называются «Ботриококкус броунии». «Это — уникальные одноклеточные водоросли размером в 5 микрон (0,005 мм) и весом около 1 мг (0,001 г), которые в процессе роста накапливают в себе не жирные кислоты, как другие растения: рапс, подсолнечник, водоросли хлорелла (именно такие кислоты являются сырьем для биодизельного топлива), а нефтеподобные соединения — длинноцепочечные углеводороды. Фактически это — биологическая нефть, которая не нуждается в дальнейшей обработке для получения из нее топлива, но если ее подвергнуть крекингу (переработке на НПЗ), как ископаемую нефть, длинные цепочки углеводородов от высокой температуры порвутся на более короткие и получится бензин и дизтопливо, — рассказывает замдиректора по науке Института ботаники доктор биологических наук Елена Золотарева. — В ботриококкусе бионефть накапливается внутри клеток (их хорошо видно в обычный микроскоп) в виде капель и при несильном нажатии легко выделяется из них во внеклеточное пространство, причем сухая масса каждой клетки содержит до 70% углеводородов. Именно поэтому ботриококкус рассматривается как один из наиболее интересных живых объектов для выработки горючего. Однако есть серьезная проблема. Водоросль одноклеточная, но колониальная: растет не отдельными клеточками, а слипается в большие конгломераты. В результате клеткам, находящимся внутри этого «комка», не хватает света и они плохо развиваются. К тому же, хорошие штаммы очень дорогие: небольшая пробирка стоит сотни тысяч долларов. Проблема выращивания ботриококкуса в промышленных масштабах не решена и говорить о регулярном получении крупных объемов топлива из него прямо завтра нельзя, да и цена его сейчас будет отнюдь не 3 гривни за литр, а на порядок больше».

А вот биодизель — продукт, вырабатываемый из растительных масел и смешиваемый с дизельным топливом в пропорции от 5 до 30% (без переделки двигателя), действительно намного выгоднее производить из обычной хлореллы, которая живет в наших реках и озерах, чем даже из рапса или подсолнечника. «Подсолнечник дает 800 кг масла с гектара,рапс — тонну, масличная пальма (у нас она не растет) — 5 тонн, а микроводоросли — 79,3 тонны (!) с гектара, или почти в 80 раз больше, чем рапс и в 100 раз больше, чем подсолнух», — говорит профессор Золотарева.

Прекрасный результат, но есть масса технологических проблем, признает она: например, необходимо ночью подогревать воду в водоемах с водорослями. В южных штатах США — Калифорния, Нью-Мексико, Гавайи в течение 6 лет проводили эксперименты по промышленному выращиванию хлореллы в открытых водоемах площадью 1000 кв. м (0,1 га). Удалось добиться прироста до 50 г биомассы с 1 кв. м в день или до 50 кг с 0,1 га. Это значит, что 2 миллиона таких прудов (0,1% земель в США, пригодных для выращивания водорослей) могли бы давать топлива для 5% американских автомобилей, но пока до промышленной переработки в США дело не дошло — нужно вложить миллиарды долларов.

НАШ РАПС ИДЕТ ЗА ГРАНИЦУ. Для Украины расчеты показывают: чтобы топливо из хлореллы было дешевле, чем из нефти, водоросли также надо выращивать в открытых водоемах, под солнечным светом, дабы не тратить на освещение электроэнергию. К сожалению, в наших широтах это возможно только в Крыму, и то зимой хлорелла будет расти очень медленно. Поэтому в Украине рапс и подсолнечник по-прежнему являются самым распространенным сырьем для производства биодизеля, несмотря на то, что они сильно истощают почву. В основном его экспортируют в Германию: немцы платят украинским фермерам хорошие по нашим меркам деньги — до 1200 грн. за тонну, это больше на 20%, чем за тонну продовольственной пшеницы 3 класса, выращивать которую намного дороже, чем рапс. В прошлом году его экспортировали около 700 тыс. т.




http://www.segodnya.ua
 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: