Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
Кондиционирование Вентиляция Сантехника Отопление
СОК СОК
Главное меню
Главная
Новости
СОК онлайн
Рубрики
О журнале
Медиаплан
Реклама
Реклама на сайте
Выставки
Семинары
Контакты
Поиск
Форум
Библиотека
Фотогалерея
Рубрики
Сантехника
Отопление
Кондиционирование
Вентиляция
Энергосбережение
Нормативная База
Объекты
Рекомендуем
Кондиционеры, вентиляция, тепловые насосы.
Тепловые насосы, Телпый пол и Воздушные фильтры
Aqua-Term 2013
Top100+ :: Teplo.com
Системы воздушного отопления
c-o-k.ru
Кондиционеры Daikin

Опыт внедрения современных знаний Версия для печати Отправить на e-mail
22.05.2008

Автор А.Б. Невзорова, профессор, докт. техн. наук, Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), Беларусь

Введение

Стремительное развитие науки и техники требует оперативного (практически ежегодного) внедрения новых сведений в учебные программы специальных дисциплин. Новый подход к качеству образования требует от профессорско-преподавательского состава университетов находиться на вершине знаний своей отрасли и умения находить и эффективно интегрировать научно-технические достижения в учебный процесс.

На протяжении последних десяти лет в Республике Беларусь, России и других странах СНГ прошло реформирование в области строительных норм и правил с учетом региональной специфики.

Так, в Республике Беларусь создан Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве.И каждый студент на протяжении своей учебы в университете должен не только ознакомиться, но и научиться пользоваться ими на практике.

Одновременно в учебных планах строительных специальностей в Беларуси, например, промышленное и гражданское строительство (ПГС) и водоснабжение и водоотведение (ВиВ), вместо дисциплины «Теплогазоснабжение, отопление и вентиляция» была введена «Инженерные сети и оборудование зданий и сооружений». Это потребовало пересмотра учебного плана и совершенствования учебно-методического комплекса курса.

Цель доклада — показать особенности изучения данной дисциплины студентами непрофильных специальностей и роль практической подготовки будущих инженеров-строителей в области отопления и вентиляции зданий и сооружений.

1. О дисциплине

Согласно учебному плану дисциплина делится на 3 больших блока: теплотехнический расчет ограждающих конструкций, системы отопления и вентиляции. На ознакомление с материалом отводится 36 лекционных часа плюс по 16 часов на лабораторные и занятия по курсовому проектированию на тему «Отопление и вентиляция жилого здания». При этом необходимо учитывать, что студенты второкурсники ещё не изучали спецкурсы, например, по строительному материаловедению, и приходится ориентироваться на действительный уровень знаний.

2. Современные тенденции в лекционном курсе

На лекционных занятиях студентам дают общие положения по теплотехнике, отоплению и вентиляции. С помощью мультимедийных презентаций они знакомятся с новыми достижениями в области создания микроклимата в зданиях. Полученные теоретические сведения они применяют на практике при выполнении курсовой работы на тему «Отопление и вентиляция жилого здания».

Каждый лектор по-разному акцентирует внимание на теоретическом материале. В этом разделе рассмотрим лишь отдельные вопросы программы курса, которые рассматриваются в лекциях с позиций современных, в частности, белорусских требований.

2.1. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций рассматривается с позиций нормативного сопротивления теплопередаче [1]. Т.к. мероприятия по энергосбережению в области сохранения тепла при отоплении зданий касаются увеличения при строительстве термического сопротивления ограждающих конструкций, то толщину теплоизоляционного материала находят согласно нормативному сопротивлению теплопередаче

R о.норм , (м 2 . °С)/Вт, [1, табл. 5.1] , которое составляет:

2,0 — для наружных стен из штучных материалов (кирпича);

2,2 — наружные стены монолитных зданий;

2,5 — для наружных стен из крупнопанельных зданий;

3,0 — для перекрытий чердачных и подвальных;

0,6 — заполнение световых проемов.

При этом расчетная зимняя температура наружного воздуха t н для различных областей Беларуси [2] принимается в зависимости от тепловой инерции D наружной стены согласно СНБ 2.01.04-97 с учетом указаний для стен различной инерционности и учитывается при проектировании ограждающих конструкций и систем отопления [3].

2.2. Расчеты трансмиссионных теплопотерь помещениями через стены, полы, потолки, окна, двери ведутся по СНБ 4.02.01-03 и состоят из основных и добавочных â ( â 1 — на ориентацию наружных ограждений по сторонам света, â 2 — на угловые помещениях, â 3 — проникание в помещение холодного воздуха при открывании наружных дверей при высоте здания h ) [4, прилож.Ж]. Добавочные потери на инфильтрацию наружного воздуха Q и или учитываются добавками к основным потерям, или определяются специальным расчетом [4, прилож. К].

2.3. Взамен удельной тепловой характеристики вводятся понятия удельные расходы тепловой энергии на отопление q А , Вт . ч/(м 2 . °С . сут), и вентиляцию зданий q V , Вт . ч/(м 3 . °С . сут), которые определяются по формулам [2]:

q А = Q S / ( A bu . D ) . 10 3 ; (1)

q V = Q S / ( V bu . D ) . 10 3 , (2)

где Q S — суммарный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания,кВт . ч;

A bu — отапливаемая площадь здания, м 2 , определяемая по внутреннему периметру наружных вертикальных ограждающих конструкций;

V bu — отапливаемый объем здания, м 3 ;

D — количество градусо-суток отопительного периода, °С . сут, определяемое как D = ( t п — t н.от.п ) . Z от ;

t п — средневзвешенная по объему зданию расчетная температура внутреннего воздуха в помещениях, °С;

t н.от.п — средняя температура наружного воздуха, °С;

Z от — продолжительность отопительного периода, сут.

Полученные результаты сравниваются с нормативными удельными расходами тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общест¬венных зданий [5, 6].

2.4. В классификацию систем водяного отопления наряду уже с классическими схемами [7] включена поквартирная разводка. Делается ссылка на новые проекты и поясняется принцип проектирования в зависимости от типа присоединения приборов: двухтрубная, однотрубная, лучевая.

Однако расчет такой системы отопления студенты еще не делают. Даются общие понятия о проектировании и устройстве систем отопления из полимерных труб [8].

2.5. Отопительные приборы. Промышленность примерно раз в 5 лет обновляет типовой ряд отопительных приборов. Так, старые добротные чугунные радиаторы, например, М-90 уже не выпускаются в Беларуси. Взамен их налажено производство и производят монтаж в зданиях радиаторов 2КП-90„500 и конвекторов [9]. По своим характеристикам и внешнему виду они больше отвечают современным требованиям. Однако наряду с белорусскими отопительными приборами студенты знакомятся с характеристиками, конструкцией и внешним видом стальных, алюминиевых, биметаллических радиаторов (с разным типом подводок), внутрипольными конвекторами, а также с дизайн-радиаторами, которые отличаются различной формой в соответствии с требованиями дизайна.

Более подробно в лекционном курсе уделяется материалу по эксплуатационному регулированию теплопередачи приборов, которое может проводиться, как автоматизировано, так и вручную [10].

Даются понятия по местному автоматическому регулированию в тепловом пункте здания, которое обычно проводят, ориентируясь на изменение температуры наружного воздуха (способ регулирования «по возмущению» ). А также по индивидуальному автоматическому регулированию теплопередачи приборов при отклонении температуры воздуха в помещении от заданного уровня (регулирование «по отклонению» ).

Обращается внимание, что в последние годы в новых проектах по системам отопления для регулирования расхода горячей воды (теплоносителя), проходящей через прибор отопления применяются индивидуальные термоклапаны или терморегуляторы (термостаты) — устройства, обеспечивающие автоматическое изменение расхода теплоносителя через прибор [11, 12].

2.6. В конструкцию теплового пункта за последние 10 лет внесены коренные изменения. Если до недавнего времени наиболее популярной была схема присоединения систем отопления жилых зданий через центральный тепловой пункт (ЦТП), где в теплообменниках приготавливалась вода вторичного теплоснабжения, к которой присоединялись узлы управления секционных систем отопления здания. ЦТП обслуживал группу жилых и общественных зданий. То в последнее время получило распространение подсоединение жилых зданий к системе централизованного теплоснабжения через

ИТП. Это обусловлено появлением на наших рынках нового полностью автоматизированного малогабаритного оборудования, а также необходимостью учета теплопотребления. В ИТП вода на

нужды отопления и горячего водоснабжения приготавливается в пластинчатых теплообменниках, установленных непосредственно в здании [13].

Отмечается, что в последние годы появились мембранные расширительные баки закрытого типа, которые лишены таких недостатков расширительных баков открытого типа как опасность перелива воды в нижерасположенные помещения и попадание атмосферного воздуха в систему отопления. Их чаще всего устанавливают в нижнем техническом этаже и присоединяют к обратной магистрали в ИТП.

2.7. Предизолированные трубы. Потери тепла в системах централизованного теплоснабжения на пространстве СНГ теоретически составляют от 7 до 12%, однако фактически эта цифра в большинстве случаев достигает 20-30%. В силу этого снижение потерь на теплотрассах становится одной из важнейших задач государства в области энергосбережения и позволяет резко повысить эффективность многих других мероприятий в области энергосбережения, проводимых в Беларуси. Поэтому особое внимание уделяется бесканальному способу прокладки теплопровода, применение которого позволяет снизить на 30-40% строительную стоимость тепловых сетей, значительно уменьшить трудовые затраты и сократить объем вскрышных работ. Сейчас его широко стали применять при реконструкции старых и строительстве новых тепловых сетей с применением предизолированных (ПИ) труб [14, 15]. Такие теплотрассы оборудуются электронной системой аварийной сигнализации, которая позволяет с точностью до 1 м обнаруживать места с повышенной влажностью изоляции (нарушение герметичности) и утечек теплоносителя, и при необходимости принимать меры по своевременному устранению неисправностей и повреждений.

2.8. Сравнение различных систем отопления , например, панельно-лучистого, печного, газового, электрического и др. дается с точки зрения технико-экономического обоснования применения их в том или ином здании или помещении. Приводятся также схемы распределения температур в помещении по высоте в зависимости от системы отопления.

2.9. Вентиляция. После ознакомления студентов с общей классификацией и принципом конструирования системы естественной вентиляции в лекциях делается упор на конструкцию и принцип

работы приточно-вытяжной механической вентиляции. При это обращается внимание на тот факт, что при установке в новых или реконструированных зданиях современных стеклопакетов, обладающих полным комплексом достоинств и по звуконепроницаемости, и по энергосбережению и т.д., необходимо параллельно учитывать и нормируемый трехкратных воздухообмен, который должен осуществляться в помещениях. Поэтому для создания комфортных условий проживания, необходимо уметь запроектировать приточно-вытяжную механическую вентиляцию или усовершенствовать естественную систему вентиляции. И конечно заостряется внимание на внедрение в системах вентиляции оборудования по рекуперации тепла в холодный период времени [16, 17].

2.9. Кондиционирование. При раскрытии этой темы обычно выделяется два основных типа кондиционеров: моноблочные и сплит-системы. Уточняется, что основным предназначением бытового кондиционера является создание и поддержание комфортных температурно-влажностных условий в обслуживаемом помещении в тёплый и переходный период года, а не отопление помещения при отрицательных температурах наружного воздуха [18]. При температуре наружного воздуха ниже 0 °C бытовые кондиционеры работают неустойчиво и неэффективно. Студенты знакомятся также с классификацией промышленных кондиционеров : канальные кондиционеры высокой мощности, прецизионные, крышные, центральные и системы чиллер-фанкойл и др.

2.10. Энергетический паспорт здания предназначен для подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности и теплотехнических показателей здания, показателям установленных в нормативных документах. В настоящее время его необходимо составлять и для жилых и для общественных зданий [6].

3. Особенности курсового проектирования

3.1. О становлении инженерных навыков. Для лучшего понимания информации и усвоения материала студенты пользуются пособиями к строительным нормам [3, 8], подготовленными специалистами. А также используют пособие, в котором последовательно и с примерами изложена последовательность выполнения курсовой работы [20].

Какие же трудности возникают у студентов как дневного, так и безотрывного обучения при использовании полученных теоретических знаний на лекциях в процессе обучающего практического проектирования систем отопления и вентиляции жилого многоэтажного здания?

При расчете ограждающих конструкций студенты учатся пользоваться строительными нормами Беларуси (СНБ) по строительной теплотехнике и климатологии [1, 2], т.к. по варианту эти здания размещены в различных областях Республики Беларусь. Исходя из новых требований по нормируемому термическому сопротивлению ограждающих конструкций R норм , они рассчитывают толщины теплоизоляционного слоя и общие для наружной стены, чердачного и подвального перекрытий. При этом и толщины не должны выходить за пределы нормируемых 510 мм. Зачастую им приходится самостоятельно делать выбор другого теплоизоляционного материала с меньшим коэффициентом теплопроводности. При этом они ориентируются либо на материалы из СНБ 2.04.01-97 , либо самостоятельно находят в других источниках.

Полученная величина R затем используется при расчете теплопотерь помещениями здания.

С расчетом основных транмиссионых теплопотерь больших сложностей не возникает. Но при расчете дополнительных потерь студент должен пользоваться правилами, изложенными в СНБ 4.02.01-03 .

При этом большинство студентов не сразу начинают правильно измерять площадь наружных стен. Обычно начинают с внутренних размеров, и лишь затем, после дополнительного уточнения, к измерению по периметру.

При расчете теплопотерь через пол и потолок не всегда правильно учитывают коэффициент n — расположение конструкций по отношению к наружному воздуху. Поэтому и теплопотери на первом и последнем этажах здания рассчитываются неточно.

При расчете отопительных приборов всегда возникают проблемы по группировке секций. А количество секций очень часто делают дробным числом.

Составление аксонометрической схемы системы отопления студент делает в масштабе 1:100 на основании разводок на этаже, в подвале и на чердаке. Однако ИТП они стараются установить в центре подвала, а не возле несущей стены. Главный стояк при верхней разводке обязательно расположат в центре жилой комнаты. При разводке магистралей они иногда объединяют попутную и тупиковую схемы. Забывают при нижней разводке устанавливать воздухоспускные краны на последнем этаже и т.д. Методом проб и ошибок они все-таки выходят на верное решение и устраняют свои ошиб-

ки в проекте.

Одним из основных пунктов курсовой работы является гидравлический расчет системы отопления.

Поиск студентом главного циркуляционного кольца на аксонометрической схеме системы отопления, его начало и конца, завершается успешно лишь со второй или n-ой попытки. Гидравлический расчет начинает получаться в том случае, когда студент поймет, что такое расчетный участок. Затем он начинает ориентироваться в диаметрах труб и подсчитывать удельные потери на участках и в кольце в целом.

Интересная ситуация получается, когда по теории температура горячего теплоносителя воды в системе отопления должна быть 90-95 °С, а на практике — даже при входе в тепловой пункт здания не достигается таких температур. Поэтому студент учиться рассчитывать систему отопления и при пониженных температурах на входе в систему отопления от 65 до 80 °С.

Проверено на практике, что после того как студент научился строить аксонометрическую схему по отоплению, проектирование естественной системы вентиляции ему дается гораздо легче.

3.2. О программном обеспечении.

Один из спорных вопросов, который возникает в процессе проектирования, использовать или нет программное обеспечение по расчету теплопотерь [19], отопительных приборов и т.д. С моей точки зрения, студент вначале должен научиться вручную посчитать систему отопления и вентиляции невысокого многоэтажного жилого дома, для того, чтобы почувствовать цифры и их порядок. Ведь специальности «ПГС» и «В и В» не готовят специалистов по инженерным сетям, поэтому студенты должны овладеть азами теплотехнических расчетов, с тем, чтобы на рабочем месте при строительстве зданий они смогли ориентироваться в цифрах и схемах по отоплению и вентиляции, указанных на чертежах.

В то же время пояснительную записку 100% студентов делают в текстовом редакторе (с большими погрешностями в оформлении). Графический редактор для выполнения чертежей (планы, схемы и т.д.) используют до 80% обучающихся.

Однако и в этом случае они вручную затем правят графический материал.

3.2. О методическом обеспечении. За последние 7 лет издано достаточно большое количество учебных пособий по отоплению и вентиляции [11, 12, 16, 17, 23]. Но при этом в них отсутствует пункт по систематизации основных терминов и их определений относительно конкретного предмета в виде терминологического словаря. Англо-русский специализированный словарь очень хорош, но для непрофильных специальностей тяжел в усвоении [21]. Как выяснилось на практике [20], для студентов наличие такого словаря в конце пособия весьма облегчает усвоение учебного материала. Следуя опыту внедрения в учебный процесс современных терминологических словарей [22], установлено, что студенты быстрее осваиваются с кругом вопросов по изучаемой дисциплине; адекватно воспринимают самостоятельно изучаемый материал учебников, пособий и др. с установлением связей между разрозненными понятиями и терминами. В итоге, при контрольном опросе по дисциплине в конце семестра из их ответов прослеживается систематизация полученных знаний и владение терминологией изучаемого предмета.

Заключение

Таким образом, в данной статье обобщен накопленный опыт внедрения новых знаний по отоплению и вентиляции для студентов не теплотехнических специальностей. Рассмотренные подходы позволяют определить методологические основы по оптимизации технологии учебного процесса изучения дисциплины «Инженерные сети и оборудование зданий и сооружений» как совместного продукта теории и практики.

Очевидно, что становление современных подходов к занятиям требуют непрерывного совершенствования уровня и методики преподавания, а также компетентности в области учебной дисциплины, с тем, чтобы будущие инженерыстроители могли грамотно ориентироваться в смежных с их специальностью областях. ■

Литература

1. СНБ 2.04.01-97. Строительная теплотехника. — Введ. 1997-24-12. — Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 1998. — 35 с.

2. СНБ 2.04.02-2000. Строительная климатология. — Введ. 2000-08-12. Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2001. — 37 с.

3. П1-04 к СНБ 2.04.01-97. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций зданий. Пособие к строительным нормам. — Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2004. — 32 с.

4. СНБ 4.02.01-03. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. — Введ. 2003-16-10. — Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2004. — 78 с.

5. СНБ 3.02.04-03. Жилые здания. — Введ. 2003-21-12. — Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2004. — 35 с.

6. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. «Об энергосбережении». — Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. — 1998. — № 31-32. — С.470.

7. Внутренние санитарно-технические устройства. (Справочник проектировщика). В 3 ч. Ч I. В.Н. Богословский, Б.А. Крупов, А.Н. Сканави и др. Отопление. / И.Г.Староверова, Ю.И. Шиллера. — М.: Стройиздат, 1990.

8. П-1 к СНБ 4.02.01-03 . Проектирование и устройство систем отопления из полимерных труб.— Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2005. — 54 с.

9. СТБ 1281-2001. Конвекторы отопительные: Технические условия. — Минск: Минстройархитектуры Республики Беларусь — 12 с.

10. Озерская А.Р. О необходимости и возможностях поквартирного учета и регулирования тепла // Энергоэффективность. — № 5. — 2006. —С. 11-12.

11. Теплоснабжение , отопление и вентиляция: Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования./ Б.М. Хрусталев [и др.] — М.: Издательство АСВ, 2005. — 546 с.

12. Варфоломеев Ю.М. Отопление и тепловые сети: Учебник / Ю.М. Варфоломеев, О.Я. Какоркин. — М.: ИНФРА-М,2007. — 480 с.

13. Копко В.М. Пластинчатые теплообменники в системах централизованного теплоснабжения. Курсовое и дипломное проектирование: учебное пособие / В.М. Копко,М.Г.Пшоник.— Мн.:БНТУ, 2005. — 197 с.

14. Яковлев Б.В. Повышение эффективности систем теплофикации и теплоснабжения. / Б.В. Яковлев.— Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2002. — 448 с.

15. Пи-труба: вниманию строителей и специалистов ЖКХ.— PRO электричество.— 2005. — № 1(13).

16. Бухаркин Е.Н. Инженерные сети, оборудование зданий и сооружений: учебник / Е.Н.Бухаркин, В.М.Овсянников, К.С.Орлов; под ред. Ю.П. Соснина. — М.: Высшая школа, 2001. — 415 с.

17. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха: Справочное пособие. — М.: Пантори, 2003.— 308 с.

18. Синицин В.Н. Тепло вашего дома // Мир климата.— 2005. — № 13.— http//www.mir-klimata.apic.ru

19. Невзорова А.Б. Расчет на ЭВМ теплопотерь помещений: пособие / А.Б. Невзорова, Г.Н. Белоусова; И.С. Напреев.— Гомель: БелГУТ, 2001. — 16 с.

20. Невзорова А.Б. Инженерные сети и оборудование (отопление и вентиляция жилого здания): учеб.- метод. пособие по курсовому проектированию / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп.— Гомель: БелГУТ, 2006. — 58 с.

21. Англо-русский терминологический словарь ASHRAH по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха и охлаждению / В пер. с англ. В.Б. Коркина, М.М.Бродач. — М.:АВОК-ПРЕСС,2002. — 240 с.

22. Невзорова А.Б. Основные термины и определения (инженерные сети и оборудование): справочное пособие / А.Б. Невзорова, Г.Н. Белоусова; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. — Гомель: БелГУТ, 2006. — 44 с.

23. Сканави А.Н. Отопление: Учебник для вузов / А.Н. Сканави, Л.М.Махов. — М.:Издательство АСВ, 2002. — 576 с.

 
< Пред.   След. >

Будем благодарны, если воспользуетесь одной из этих кнопок: